Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто им пренебрегает.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)

Всевышний определил моё место в земной жизни: быть имам-хатыбом Московской соборной мечети, главой мусульман одного из регионов России. Слово “имам” в исламе имеет довольно емкое значение – от предводительства верующими во время молений до руководства всеми делами общины или даже целым государством. Быть имамом, по Священному Корану, великая награда Аллаха и высочайшая ответственность перед Ним и перед верующими. Имам служит кем-то вроде посредника между Аллахом и мусульманами, помогает человеку осознать свою связь с Богом, свое предназначение. Бог един, хотя существует множество религий и их последователей. Поэтому главное предназначение имама состоит в том, чтобы объединять всех людей, “собирать их воедино”, как сказано в Священном Коране. О том, как этого добиться в условиях многонациональной и поликонфессиональной России мои записки, представляемые на суд высокопочитаемых читателей

Я – россиянин. Ни я, ни мои дети не мыслим себя вне России. Здесь жили десятки поколений наших предков. И мне, гражданину России, близки все её проблемы, включая и те, которые касаются её государственного устройства, взаимоотношений Центра и составляющих Россию областей и республик, городов республиканского значения и автономных округов и областей. Понимаю и другое: от гармоничности отношений между субъектами страны, преодоления имеющихся трудностей в этой области, в конечном счете, зависят прочность российской государственности, благополучие граждан нашей страны.

1.

В России проживает более 100 больших и малых по численности народов, которые относятся ко множеству вероисповеданий. Всех их, помимо общности территорий, государства, экономических, социальных интересов, объединяет и множество общих черт происхождения, языка и культуры, традиций и обычаев. Много общего, и об этом речь впереди, и в их религиозных учениях и ценностях. Все это могло бы служить усилению российской государственности, фундаментом единства общества. На деле же мы видим обратное – многонациональный характер России становится её слабостью, нередко служит силой, расшатывающей стабильность общества. Причин тому много, и о них я намерен говорить. Но главной из них, на мой взгляд, является отсутствие общей для всей России национальной идеи, программного документа дальнейшего развития страны, в котором, помимо всего прочего, всестороннее обоснование получил бы принцип необходимости учета многонационального и поликонфессионального характера страны во всей деятельности государства, реализации политики, направленной на поддержание постоянного диалога между народами, культурами и религиями.

Национальная идея для меня, служителя ислама, – это основа, фундамент, принцип совместной жизни представителей десятков национальностей и религий. Она должна базироваться на учете неповторимости многовековой истории России, исторического опыта сосуществования народов и религий, особенностей российской цивилизации. Эта единая для всего государства идея, в свою очередь, должна быть конкретизирована применительно к социально-демографической, национальной, религиозной ситуации для каждого субъекта России. И, в конечном счете, призвана обеспечить устойчивое, стабильное развитие общества. Мне, религиозному деятелю, ясно и другое: национальная идея должна ориентироваться на сотрудничество всех конфессий во имя укрепления общества, воспитания всех граждан в духе высоких нравственных принципов, присущих всем развитым религиям.

2.

Многонациональный и поликонфессиональный характер Российской Федерации, равноправие населяющих её народов и существующих на её территории религий закреплены в основополагающих законодательных актах страны, прежде всего в её Конституции, 14 статья которой гласит, что Российская Федерация – светское государство, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Из равенства всех религий и религиозных организаций исходит и действующий “3акон о свободе вероисповеданий”. В нём четко зафиксировано и такое положение: “Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства”.

Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии, религиозные организации и родители получили возможность воспитывать подрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии, а мусульманские организации – готовить кадры служителей ислама. В годы существования Советской власти на территории России не действовало ни одно учебное заведение, где бы готовились служители ислама. Сейчас мы имеем несколько таких заведений, направляем юношей для обучения в мусульманские страны, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль.

Мы, мусульмане России, стали по-настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается и в регулярном паломничестве тысяч мусульман в Мекку и Медину, и в возможности десяткам тысяч наших мусульман посещать мусульманские страны, и в растущих научных и культурных связях на всех уровнях. И, конечно же, в связях с мусульманскими организациями. Но главное достижение демократических преобразований в России для нас, мусульман, выражается, безусловно, в нашей духовной свободе, в том, что мы можем открыто чувствовать, проявлять свою принадлежность к исламу, гордиться принадлежностью к исламу, мусульманской культуре, мусульманскому миру.

Такого рода факты, свидетельствующие о благожелательном отношении демократических властей России, могут приводить и представители других религиозных направлений. Для меня Российская Федерация – это, прежде всего, многочисленные народы, для которых она является исконной родиной, народы, которые исповедуют несколько десятков религиозных направлений. Об этом, как мне представляется, никогда не следует забывать всем тем, кому доверено решать ту или иную задачу на общегосударственном или местном уровне.

3.

Многократное увеличение количества храмов и служителей культа при них, открытие сотен духовных учебных заведений и религиозных школ, невиданные возможности пропаганды религиозных основ и ценностей, прежде всего через средства массовой информации (правда, не для ислама), издание в больших масштабах религиозной литературы (не исламской) не стали, однако, основой высокого взлета духовности в обществе, всемерного улучшения нравственности, снижения преступности, укрепления межрелигиозного и межнационального мира и т.д. Более того, происходит видимое усиление межнациональной и межрелигиозной напряженности, религия все чаще и чаще становится силой, разделяющей народы.

Усиление роли религии в жизни России идёт параллельно с ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут к его дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной молодёжи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, другим народам. Но почему же религия, обладающая силой, способной внести покой в душу каждого человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и национальностей, придавать устойчивость, стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию, не выполняет эту миссию? Причин тому немало, и их анализ – дело больших групп учёных и религиозных деятелей. Я же сосредоточу внимание на проблемах, решение которых, на мой взгляд, может повысить гуманистическую миссию религии и религиозных организаций в российском обществе.

4.

Более 90% населения России составляют славяне и тюрки, традиционными религиями которых являются православие и ислам. Мы, мусульмане, с великим уважением относимся к православию, всегда помним о его выдающейся роли в формировании и становлении русского и других славянских народов, их культур, традиций и обычаев. Но не меньшую роль в жизни многочисленных народов России сыграл и ислам.

Районы современной России, коренное население которых мусульмане, приняли ислам задолго до их присоединения к царской России. Коренными россиянами являются и большинство мусульман, проживающих на территориях, населенных преимущественно русскими и другими народами страны.

Всего около 40 коренных для России наций и народностей исповедуют ислам. Он способствовал их формированию из многочисленных племен и родов. Именно ислам служил фактором их объединения, формирующим и цементирующим их внутреннее единство фактором. Ислам оказал глубокое воздействие на культуру этих народов ещё в процессе их формирования, отразился всесторонне на их психологии и менталитете, жизненных представлениях. За многие века ислам стал неотъемлемой частью жизни нации, её сутью. Поэтому среди мусульманских народов бытует широкое отождествление национальной и религиозной принадлежности, а религиозный вопрос в равной степени затрагивает всех, независимо от их религиозных убеждений. Такой фактор не может не учитываться при обсуждении перспективы развития федеративных отношений, в национальной и религиозной политике центральных и местных органов власти.

Органы, занимающиеся этими вопросами, должны учитывать и расселение народов по территории страны. А оно таково, что деликатность, учет многонационального и поликонфессионального характера региона требуются практически повсеместно, так как мононациональные территории в России практически отсутствуют.

Население менее чем 20 субъектов Федерации состоит в основном из русских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов. Но нельзя забывать, что и эти народы неоднородны в религиозном плане и не состоят из одних лишь православных – немало среди них старообрядцев, последователей различных христианских конфессий, в том числе протестантских. За последние годы появились и последователи различных восточных сект.

В 18 областях и городах России проживает свыше 50 тысяч (Пензенская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Волгоградская и др.), 100 тысяч (Московская, Саратовская, Самарская, Омская), 200 тысяч (Свердловская, Пермская, Астраханская) и свыше 300 тысяч (Челябинская, Тюменская, Оренбургская) представителей народов, исповедующих ислам. Необходимо учесть то, что это – данные переписи населения 1989 года. С тех пор заметно усилилась миграция мусульман, особенно с Северного Кавказа, из Азербайджана и частично Средней Азии, в различные районы России. В мусульманских общинах городов Сибири, Урала, Центра, Севера, состоящих традиционно из татар, появились представители многих других народов: дагестанцы, чеченцы и ингуши, азербайджанцы, таджики и др. (В исконных “русских” областях постепенно формируются общины мусульманских народов. Таковые появились в Архангельске, Мурманске, Пскове, Костроме, Вологде, Рязани, Туле и т. д.).

Миграция населения особенно наглядно проявилась в Москве – если в 1989 году представителей мусульманских народов здесь было не больше 250 тысяч, то теперь их, по данным мэрии, стало более 800 тысяч. Резко увеличилась численность мусульманского населения в Московской и Нижегородской областях. Миграция будет усиливаться и в дальнейшем.

На мой взгляд, процесс этот будет далеко не простым для межнациональных и межрегиональных отношений. Сегодня мало просто задумываться о последствиях, о том, что предпринять для недопущения различного рода обострений на межнациональной почве, а таковые все чаще и чаще имеют место в различных регионах России.

В этих условиях, думается, религиозные организации могут сыграть большую миротворческую роль. Религия из разделяющего может стать фактором, несущим мир и межнациональное согласие, формирующим терпимость и культуру мира в религиозном и национальном вопросе. Но это зависит от учета в государственной политике, развитии федеративных отношений множества моментов. Среди них немаловажное значение приобретает обобщение и анализ многовекового опыта сосуществования тюркских и славянских народов, мусульман и православных, наличие в обществе постоянного исламо-христианского диалога.

Славянские и тюркские народы, православные и мусульмане в России контактируют между собой более чем тысячу лет и накопили огромный опыт мирного сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния, постоянных связей, включая семейные и кровнородственные. Не было между ними и религиозного противостояния. Россия является уникальной в мире поликонфессиональной страной, не имеющей в своей истории религиозных войн. И очень обидно, когда в угоду сиюминутным политическим интересам, желая подыграть различного рода общественным силам, а то и амбициям отдельных политических деятелей, все это забывают. Более того, нередки попытки тысячелетнюю историю России представить в виде нескончаемого противостояния славян и тюрков, православных и мусульман, Востока и Запада. Нередки и утверждения о единой христианской основе культуры России, о её принадлежности только западной культуре. Не стану опровергать такого рода утверждения, а приведу лишь обобщенные высказывания великих умов русской науки.

Н. С. Трубецкой: «Связь русских с “туранцами” (тюрками.–Р.Г.) закреплена не только этнографически, но антропологически, ибо в русских жилах несомненно течет, кроме славянской и угро-финской, и тюркская кровь. В народном характере русских безусловно есть какие-то точки соприкосновения с “туранским” Востоком. То братание и взаимное понимание, которое так легко устанавливается между нами и этими “азиатами”, основано на этих невидимых нитях расовой симпатии».

Н. А. Бердяев: “Россия не может себя определять как Восток и противополагать Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разграничителем”.

Лучше сказать невозможно. А я приведу лишь одну цифру, которая, думается, заставляет каждого трезво мыслящего человека очень серьезно относиться к каждому слову, связанному с национальным и религиозным, трезво думать о настоящем и будущем России. В Вологде 80 % татар состоят в межнациональных браках, преимущественно - с русскими. А ведь Вологда – не исключение. Не это ли лучшее свидетельство многовековых контактов, существовавших между российскими народами, их глубокого взаимного уважения, религиозной и национальной терпимости, существовавшей между ними!

Можно ли нам забывать об этом? Думается, будет преступлением, если именно в наше время, когда Россия встала на путь демократического развития, мы забудем опыт многовекового сотрудничества народов и религий, из-за амбиций отдельных политических и религиозных сил потеряем нажитый веками опыт сотрудничества народов, то, без чего нет будущности у России.

5.

Гражданский мир в обществе, устойчивое развитие России зависят от множества факторов. Я это понимаю. Множеством факторов также объясняется современная общественно-политическая ситуация в стране, непростые межнациональные и межрелигиозные отношения. Но мне все же представляется, что эта ситуация могла бы быть принципиально иной, менее зависимой от воздействия разного рода националистических, шовинистических и лжепатриотических сил, политических спекуляций. Могла бы быть иной, если бы в российском обществе существовал постоянный многоплановый и разноуровневый диалог между верующими и духовенством двух религий – православия и ислама. Речь идёт не о совместном участии в различного рода государственных и общественно-политических мероприятиях. Они, как правило, организуются не религиозными организациями, и духовенство там присутствует в качестве гостей. Не идёт речь и о разовых встречах, например, по поводу войны в Чечне. Такого рода встречи с православным духовенством у нас были.

Говоря о православно-мусульманском диалоге, я имею в виду следующее: диалог, прежде всего, должен строиться на принципах равноправия религий в обществе, признании обеими сторонами близости основных аспектов вероучения и этических ценностей двух религий, общности исторических судеб и интересов их последователей и в широкомасштабном разъяснении этой позиции среди православных и мусульман (двух– и многосторонние встречи, конференции, симпозиумы, издание литературы, радио– и телевизионные передачи и т.д.). Организация такого диалога потребует, естественно, координации деятельности религиозных центров, создания какого-либо органа, объединяющего усилия учёных и богословов. Это дело, надеюсь, недалекого будущего, а пока попытаюсь ответить на некоторые возражения, возникающие у противников православно-исламского диалога.

Начну с ответа на главный вопрос: на каком основании я говорю о близости учений столь непохожих, на первый взгляд, религий? Вопрос этот не нов для меня, так как он вызван довольно широко утвердившимся мнением, что православие (христианство) западного, а ислам восточного происхождения. Но такое мнение основано на незнании истории трёх религий – иудаизма, христианства и ислама, их генетического родства. Выдающийся русский учёный Н. А. Бердяев писал: “На Востоке – колыбель трёх религий и культур. И на вершинах европейской культуры подлинно культурный человек не может чувствовать презрения к своим древним истокам. Это презрение свойственно лишь варвару, человеку некультурному”

Три религии – иудаизм, христианство и ислам – возникли и развивались на одной и той же территории – Аравийском полуострове, у семитских народов, имевших общие религиозные и нравственные представления, правовые нормы. Поэтому не удивительно и наличие многих общих черт в учении и этических ценностях трёх религий.

Ислам, который появился на арене позже иудаизма и христианства, строит свое учение не на их отрицании. В Священном Коране содержится следующая формулировка догматики ислама: “Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое он низвел Своему посланнику (Коран –Р.Г.), и писание (Библию.–Р.Г.), которое он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников (до Мухаммада.–Р.Г.), и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением” (глава 4, стих 135). Таким образом, по исламу, Библия – боговдохновенная книга, а все библейские пророки – предшественники пророка Мухаммада. Это входит в догматику ислама, является составной частью требований, предъявляемых к верующему. «Неверные», упоминаемые в Коране, не имеют никакого отношения к иудеям и христианам. Последние в Священном Коране именуются “людьми Писания” и ставятся вровень с мусульманами. Ислам, как и иудаизм и христианство, начинает человеческую историю с Адама и Евы. Арабы, родоначальники ислама, также ведут свое начало от пророка Ибрахима (Авраама), почитают его.

Вероучение ислама содержит и ряд других принципиальных положений, которые делают реальным его диалог с православием (христианством) по множеству религиозных и нравственных проблем. Главное заключается в том, что последователи трёх религий поклоняются единому Богу. Коран содержит десятки обращений к иудеям и христианам: “наш Бог, и ваш Бог един, и мы ему предаёмся”.

Эту особенность ислама осознали на Западе и Востоке, где христиано-исламский диалог давно стал реальностью и ведется довольно активно. Инициативу в этом деле проявила католическая церковь, которая ещё три с лишним десятилетия тому назад позитивно рассмотрела вопрос об отношении к исламу в декларации Ватиканского Вселенского Собора “О взаимоотношениях Церкви с нехристианскими религиями” (28 октября 1965 г.) Основой исламо-христианского диалога, указано в декларации, должна стать вера в единого Бога (в исламе – таухид) – центральный догмат и христианства, и ислама.

Диалог носит регулярный характер и проводится под патронажем высших религиозных иерархов и государственных деятелей. В его рамках проведено немало двусторонних встреч, издаётся соответствующая литература и т.д.

В далекой Канаде, где мусульмане появились двадцать лет тому назад, по инициативе Совета церкви страны, объединяющего протестантские общины, создана специальная группа христиано-исламского диалога. Отделение, занимающееся установлением межрелигиозных отношений, действует и при Канадской конференции католических епископов. Специальные группы, целью которых является установление межконфессионального диалога взаимопонимания, появились в ряде крупных городов страны (Ванкувер, Саскатун, Эдмонтон), где действуют мусульманские общины. В Онтарио последователи различных религий, в том числе и мусульмане, сообща ухаживают за больными, находящимися в больницах. И делают они это независимо от религиозной принадлежности нуждающихся в помощи

Повторюсь: православно-исламский диалог в России мог бы стать основой всеобщего примирения в обществе, установления межнационального мира, преодоления существующей в стране напряженности. Духовное Управление мусульман Центрально-Европейского региона России готово участвовать в таком диалоге. Подобной позиции придерживается и Совет муфтиев России, объединяющий многих руководителей религиозных центров мусульман. И ещё. Мусульманские, буддийские и иудейские организации Москвы поддерживают идею создания совместного координационно-консультативного совета для реализации совместных программ.

6.

Одну из причин отсутствия диалога между двумя крупнейшими религиями в столь ответственный для исторических судеб России момент я вижу в политике государства по отношению к религиозным организациям, отказе от многих демократических норм в этой области. Это выражается, прежде всего, в несоблюдении государством конституционных положений об отделении церкви от государства и школы от церкви, равенстве всех религий. Руководители государства постоянно демонстрируют свою православную ориентированность. В соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации 29 июля 1992 г. “протокольным старшинством российских официальных лиц”, Патриарх Московский и Всея Руси занимает 18-ю, а руководители других религиозных направлений 38-ю позицию.

Религиозный вопрос в стране оказался подчиненным сиюминутным политическим расчетам, связанным с борьбой за власть, получением как можно большего количества мест в выборных органах, прежде всего в Государственной думе. Политики исходят из простого арифметического расчета: православных в стране больше всего; следовательно, надо всячески заигрывать с этой религией, ублажать её руководителей, оказывать ей материальную и моральную поддержку и, если надо, поносить другие религии и их последователей. Так, все чаще и чаще мы слышим утверждения о единственном – православном – прошлом, настоящем и будущем России, христианской основе её культуры. Раздаются голоса с требованием объявить православие государственной религией России. Соответствующие предложения “о восстановлении статуса государственной религии в Российской Федерации на основе Русской православной Церкви” уже вносились фракцией ЛДПР в Государственную думу первого созыва. Проблема возникает вновь и вновь и в настоящее время.

К сожалению, находятся государственные деятели, которые, не задумываясь о последствиях, готовы закрепить на деле особое положение православия в обществе. Нас, например, всерьез беспокоит то, что некоторые руководители Министерства обороны (МО) своими односторонними и непродуманными действиями расшатывают армию, ведут её к расколу по национальному и религиозному признакам, противопоставлению православия всем другим религиям. Ведь только РПЦ имеет договор с МО о сотрудничестве. Появились первые православные храмы и священники в армии. Мимо внимания общественности не прошла состоявшаяся 14 ноября 1995 г. встреча бывшего министра обороны России П. Грачёва с руководителями РПЦ. Там речь шла о создании православных воинских частей и подразделений. Таковые к тому же уже имеются. Такая линия МО вызывает недоумение и множество вопросов у граждан. Разве армия наша состоит только из православных?

Непродуманные, явно односторонние действия руководства МО уже находят последователей в воинских частях. Печать уже сообщала о появлении в одной из частей Уральского военного округа подразделений по национальному признаку. Имевший место конфликт этого подразделения с другими уже подавался отдельными средствами массовой информации как конфликт на национальной почве. Что же произойдёт дальше?

Более того, в угоду сиюминутным политическим интересам переписываются страницы военной истории России. Выше подчёркивалось, что в истории России было много войн между населяющими её сегодня народами. Были войны захватнические, преследующие экономические, геополитические цели. Но не было войн религиозных. Монголо-татары не навязывали на завоеванных территориях язычество, Золотая Орда – ислам, а Русь-Россия – православие. И, кстати, до наших дней никто и не пытался рассматривать эти войны с точки зрения религиозной, а их результаты оценивать сквозь призму религиозного духа победителей или побежденных.

Теперь появляются военные историки, причём, облеченные высокими армейскими должностями и учёными степенями, которые пытаются поставить в угоду сомнительным целям всю историю с ног на голову. Вот что, например, говорит в своем интервью “Независимой газете” (“НГ независимое военное обозрение”, 1996, 22 августа) начальник Института военной истории, доктор исторических наук, профессор В. Золотарёв: России... пришлось вести и отчаянную борьбу за Христову веру. Когда же принявшие мусульманство татаро-монгольские завоеватели вознамерились уничтожить христианские церкви, то это лишь умножило чувство ненависти к завоевателям. Патриотизм и вера в Христа слились воедино, стали той неодолимой нравственной силой, которая сокрушила врага. Недаром для воодушевления войск Московский князь Дмитрий Донской взывал к религиозному чувству русских бойцов. Необыкновенная энергия, выказанная нашими воинами, не убоявшимися принять смертельный бой, и выигранная Куликовская битва свидетельствуют о могуществе как патриотизма, так и религиозного энтузиазма”.

Несоответствие подобного утверждения историческим реалиям давно известно. Чтобы убедиться в этом, достаточно, к примеру, пройтись по соответствующим страницам “Истории русской церкви” Макария (Булгакова) – митрополита Московского и Коломенского, написанной 150 лет тому назад. Но чем, кроме желания угодить определённым политическим и церковным кругам, можно объяснить утверждение В. Золотарева, содержащееся в его интервью, озаглавленном “Превосходство русского солдата”? Над кем превосходство? Над всеми остальными народами, буддистами, мусульманами и язычниками, территории которых завоевывались Россией? Почему забывается то, что русская армия всегда была многонациональной? Русская армия не только одерживала победы, но и терпела страшные поражения. Следовательно, надо ли говорить о нравственном превосходстве её противников? Куда мы таким путем дойдем?

Не надо забывать и другое: воинские победы России другими народами отмечаются как дни великого траура. К примеру, взятие Казани. Православное духовенство пыталось всячески представить его как войну против мусульман. Давайте будем сейчас об этом вовсю трубить. Это будет только на руку националистам, тем, кто очень хочет расшатать единство России.

7.

В формировании дружественных отношений между последователями различных религий ведущая роль, безусловно, принадлежит средствам массовой информации. Они призваны на основе поиска общего в вероучениях и догматике разных религий, особенно в их нравственных ценностях и жизненных представлениях, в учении о цели и смысле земного существования человека, воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру мира во взаимоотношениях граждан – представителей разных религий. К сожалению, эту роль они не выполняют, более того, нередко вносят напряженность в их отношения.

В одном из недавних интервью генеральный директор Общественного Российского телевидения С. Благоволин особо подчеркнул: “У нас сложились прекрасные отношения с Московской патриархией”. Великолепно, но почему только с Московской патриархией? Разве не нужно зрителям общественного канала знать, скажем, об исламе? Разве не нужны такие же прекрасные отношения с мусульманскими организациями? Почему на ОРТ вообще не находится места исламу - второй по численности последователей религии в стране? Тот же самый вопрос мы можем адресовать и каналу РТР.

То же самое можно сказать и о государственном радио, на котором идёт на коротких волнах один раз в неделю 2 передачи об исламе. Не слишком ли это мало на фоне православной радиостанции, вещающей ежедневно с раннего утра до поздней ночи? И это не говоря о многочисленных христианских, прежде всего православных, программах, идущих по другим каналам.

Об исламе средства массовой информации вспоминают лишь в связи с различными террористическими актами и всякого рода конфликтами. Они осознанно или неосознанно, но фактически формируют негативное отношение к исламу и мусульманам. Со страниц газет и журналов, с экранов телевидения ислам представляется в качестве идеологии, несущей фанатизм, нетерпимость к инаковерующим, источника войн, терроризма и экстремизма. В наши дни в христианском мире дают о себе знать и террористы, и экстремисты (в том числе и на религиозной почве), но никто их не называет “христианскими”. Убийцу премьер-министра Израиля называют “еврейским террористом”, а не “иудейским”. Однако российская печать сплошь и рядом пестрит кричащими заголовками об “исламском терроризме”. Обвинение ислама во всех грехах, к сожалению, перестало кого-либо удивлять. Трудно судить, результатом чего это является. Недоразумения? Недомыслия? Невежества в религиозных и национальных вопросах? Осознанного служения определённой идее?

В начале данной статьи я привёл факты, свидетельствующие о росте национальной и религиозной нетерпимости в российском обществе, особенно среди молодёжи. Говорил о том, что это в первую очередь касается ислама и мусульман.

8.

Неоспорим тот факт, что российская школа должна учитывать многонациональный и поликонфессиональный характер нашей страны. Именно школе принадлежит главная роль в воспитании терпимости в национальном и религиозном вопросе, она должна давать знания, на которых будут базироваться эти чувства. Но что мы видим в школьных учебниках? Я неоднократно с самых высоких трибун приводил пример, связанный с одним учебником. Но не было никакой реакции со стороны тех, кто должен был отреагировать.

Неуважительное отношение к исламу, откровенная ложь, касающаяся его учения, встречаются и в учебниках, изданных в Москве и одобренных Министерством образования России и Государственным комитетом по высшей школе бывшего Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. Взять, к примеру, пособие “Религии мира” рассчитанное на школьного учителя. Дело не в том, что исламу в нём отведено почти в 10 раз меньше места, чем христианству. Дело даже не в том, что в пособии об исламе даются неверные сведения (о существовании в исламе трёх направлений, когда их два, о том, что якобы мир, по исламу, сотворен десятью Ягне и др.). Дело в исходной позиции автора раздела, утверждающего: “Центральное место в исламе занимает не человек, а слово”.

Эта совершенно не соответствующая учению ислама исходная позиция авторов пособия привела к тому, что в нём вообще не нашлось места учению ислама о сотворении человека, его земной и потусторонней жизни, высоких нравственных требованиях, предъявляемых Создателем к своему творению. Ислам в пособии сведен лишь к нескольким обрядам. А ведь, по исламу, человек является наместником Аллаха на земле, обязанным заботиться о её совершенствовании, улучшении земных условий собственного обитания.

Возьмем другой учебник, рассчитанный на студентов высших учебных заведений, – “История Востока” Л. Васильева Он преподносится в издательской аннотации как “учебник нового поколения, свободный от идеологической заданности”.

Не берусь судить, насколько это характерно для всего учебника, по поводу его страниц об исламе могу сказать, что они идеологизированы насквозь, проникнуты ненавистью к исламу и мусульманам, полны желания возбудить по отношению к ним страх и ненависть. Не буду касаться всех надуманных позиций автора, а лишь приведу его утверждения без единого доказательства(!), встреченные на трёх страницах текста: “Религиозная жестокость придала исламу нетерпимость к инакомыслящим (неверным) вплоть до религиозной войны (джихад, газават)... Основной параметр исламской цивилизации – её очевидная ориентация на покорность обезличенной личности высшей силе и представляющей её земной власти...” “Ислам был именно исключительной религией, нетерпимой к любой другой”, “истовая религиозность мусульман, религиозные обязательства подавляющего большинства населения... доведены до элементарного обрядового автоматизма...”. “Правоверные должны быть верными воинами ислама. Воинами в прямом и переносном смысле: если ты мусульманин, ты должен быть всегда готов к битве с неверными”.

Отрицательное отношение к исламу и мусульманам формировали некоторые учебники советской школы. В демократической России таких книг стало значительно больше. Переиздаются учебники дореволюционной имперской России, создаются новые учебные пособия, которые в освещении вопросов, связанных с исламом и историей мусульманских народов, занимают позиции, весьма близкие к идеологам средневековых крестовых походов. В действующих учебниках для школ и вузов родоначальники ислама – арабы предстают малокультурными “бродячими скотоводческими племенами”, жившими в основном за счет грабежей оседлых соседей, что не имеет ничего общего с историческими фактами. В них повторяются и давно отвергнутые наукой тезисы о джихаде – священной войне против неверных, насильственном, огнём и мечом, распространении ислама. Столь же не соответствующие истине данные сообщаются в учебниках и по истории мусульманских народов России.

В многочисленных книгах по истории России, издаваемых для школьников и студентов, для поступающих в вузы, мусульманские народы страны упоминаются только в связи с внешними экспансиями царской России (завоеваниями), но нет никаких сведений об их истории, культуре, месте в экономической, политической, культурной жизни российского общества.

9.

Начавшиеся в 1990–1991 годах демократические перемены в российском обществе нанесли сокрушительный удар по “советскому законодательству о культах”, ликвидировали органы, стоявшие на страже этого “законодательства”, – Советы по делам религий при Советах Министров СССР и РСФСР. Нет сомнения в том, что эти органы никоим образом не “вписывались” в рамки государства, вставшего на путь демократических преобразований. Но насколько было правомерно то, что в многонациональной и поликонфессиональной России государство отошло от регулирования религиозного вопроса? Да, известны такие модели государств (США), которые полностью устраняются от решения религиозного вопроса, отдав религиозную жизнь полностью на откуп религиозным организациям. Но при этом, позволю себе заметить, держат в руках строгий контроль за соблюдением принципа полного отделения церкви от государства и школы, стоят на страже прав граждан на свободу совести. Возможно, для страны, где абсолютное большинство граждан разных национальностей не являются коренными и в их жизни религиозная принадлежность не является доминирующей, такой подход правомерен.

Но, насколько нам известно, в большинстве европейских стран данный вопрос решается по-другому. В этих странах, многие из которых являются мононациональными (представители других народов, иммигранты, появились там лишь в последние 2–3 десятилетия) и одновременно поликонфессиональными (преимущественно в рамках христианства), государство активно взаимодействует с религиозными организациями, держит под строгим контролем взаимоотношения разных религий, категорически выступает против негативных высказываний в средствах массовой информации, направленных против последователей той или иной религии, учения этой религии. Именно государство выступает регулятором религиозной жизни, не только обеспечивает мирное сосуществование последователей различных религий, но и организует постоянный диалог между ними, устраивая различного рода дискуссии, конференции, научные изыскания в этих рамках. Именно государство содержит научные учреждения в области сравнительного религиоведения, обеспечивающие научный фундамент под диалог религий, народов и культур. Подобное многообразие должно обогащать духовную жизнь страны, служить единению её религий и народов.

А что мы видим в современной России? Подразделения, занимающиеся вопросами религии, созданы и существуют в Администрации Президента, Аппарате Правительства, Государственной думе, во многих министерствах. Но ни одно из этих подразделений не имеет необходимых для решения возникающих вопросов полномочий. На местах уже создаются государственные органы, занимающиеся взаимодействием с религиозными организациями, решением их вопросов. А такого общероссийского органа нет, и это очень затрудняет решение проблем межрелигиозных отношений как на федеральном, так и на региональном уровне. Создание такого органа во многом способствовало бы решению отмеченных в моих записках проблем, использованию в интересах общества огромного духовного потенциала религий, организации диалога между ними, нацеленного на консолидацию общества и развитие федеративных отношений.

В Священном Коране устами Аллаха сказано: “Для всякого народа, мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела” (сура 22, стих 66). По воле Всевышнего Россия является страной, население которой исповедует разные религии. И Бог не простит нам, если многообразие религиозной жизни станет причиной раздоров в российском обществе, противостояния религий и народов. Подобное многообразие должно обогащать духовную жизнь страны, служить единению её народов.

«Ислам минбере», 1996 г. № 12