БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие братья и сёстры, единоверцы!

Дорогие сограждане-россияне!

Сегодня у мусульман всего мира большой праздник – Аид-аль-Адха, праздник жертвоприношения. У многих мусульманских этносов России и стран Содружества Независимых Государств он известен как Курбан-Байрам, Курбан-аид. От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России, от себя лично сердечно поздравляю верующих, присутствующих в этом зале а также всех мусульман России, Содружества Независимых Государств с великим праздником ислама. Я молю Аллаха даровать всем нам мир и радость, счастье и здоровье, душевный покой и успех в ваших делах и начинаниях!

Нами получено много поздравительных телеграмм. Мусульман с Курбан-Байрамом поздравляют известные государственные и общественные деятели, губернаторы краёв и областей, президенты республик, депутаты и руководители законодательных органов разных уровней, религиозные деятели и верующие, дипломаты, руководители мусульманских организаций стран дальнего и ближнего зарубежья, многочисленные представители мусульманских общин России. Разрешите мне сердечно поблагодарить тех людей, которые направили свои добрые пожелания мусульманам в этот знаменательный для нас день.

Несколько дней тому назад начался новый 2006-й год. Прошедший год стал для мусульман России значимым и знаменательным. Выступая на саммите Организации Исламская Конференция, наш Президент Владимир Владимирович Путин заявил о том, что двадцать миллионов мусульман России являются составной частью исламского мира и должны чувствовать себя защищёнными. В сентябре прошлого года Россия стала наблюдательным членом Совета Организации Исламская Конференция. Наша страна торжественно отметила 1000-летие Казани. Были открыты новые мечети, проведены научно-практические конференции, приуроченные к юбилею. Состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент большого молельного зала Московской Соборной мечети, началось его строительство. Мы, мусульмане России, можем утверждать, что для нас прошедший год был весьма значительным. Мы надеемся, что и в 2006 году Аллах не оставит нас без своей милости, и новый год будет для нас успешным. Молю Всевышнего Аллаха даровать нам успехи во всех наших начинаниях, не обделять нас своей помощью в деле духовного возрождения мусульманской уммы и всей страны.

Дорогие соотечественники!

Накануне нового года отметили Хануку – праздник света - наши братья, иудеи. Затем наступил праздник других наших братьев – католиков: Крисмас. 7-го января отмечали Рождество Христово наши православные братья. Иисуса Христа – в исламе пророка Ису (мир ему) – мы, мусульмане, высоко почитаем, поэтому искренне поздравили и поздравляем своих братьев с праздниками и желаем им благополучия, счастья и здоровья.

Присутствие в нашей стране большого количества народов, исповедующих множество религий, заставляет нас, религиозных деятелей, постоянно помнить об исключительной важности межнационального и межконфессионального мира и согласия для России. Готовясь к этой проповеди, я вспоминал слова главы нашего государства Владимира Владимировича Путина, сказанные им несколько дней тому назад: «Во все времена Россия была сильна своим народным единством, сильна сплоченностью живущих в ней многочисленных народов. И надо ясно понимать, что воинствующий национализм, ксенофобия, призывы к насилию и межэтнической розни угрожают самой стабильности нашего многонационального государства. Необходимо решительнее действовать как в пресечении подобных преступлений, так и в выявлении их идейных вдохновителей и организаторов». Как мне кажется, действующие в нашей стране религиозные организации могли бы внести свой заметный вклад в дело сплочения и единения народов нашей страны. Вышесказанное, как мне представляется, в первую очередь относится к традиционным для нашей страны религиям, особенно иудаизму, христианству и исламу, последователи которых составляют абсолютное большинство населения нашей страны. Каким же образом можно добиться успеха?

Прежде всего, нам, религиозным деятелям и верующим, независимо от нашей религиозной принадлежности, следует постоянно помнить о том, что все мы являемся гражданами одной многонациональной и поликонфессиональной страны, одного государства. Нельзя забывать о том, что Россия стала многонациональной и поликонфессиональной не вследствие миграции, происходящей в последние годы, а со времён древней Руси, в которой проживало не менее двадцати разных народов. Следует помнить и о том, что Россия стала многонациональной и поликонфессиональной страной благодаря слиянию множества народов и исторически принадлежащих им земель в единое государство. Вот почему откровенно враждебными нашему государству, его интересам являются лозунги наподобие «Россия для русских», негативное отношение к отдельным народам, в частности - мусульманским, являющимся коренным населением нашей страны. Если «Россия для русских», то тогда для кого Татарстан? Башкортостан? Для кого Северный Кавказ? Для кого Север и Дальний Восток, населённые во все времена собственными аборигенами? Для кого, наконец, Сибирь, где за тысячелетия до прихода русских проживали тюркские народы?

Мы, религиозные деятели, можем многое сделать для разъяснения своим прихожанам вышеупомянутых истин: все народы являются гражданами России и должны быть едиными в своих устремлениях, идти к общей для всех цели. У нас должна быть общая заинтересованность в успехе важнейших экономических, социальных и духовных преобразований в стране. Мы зависимы друг от друга, поэтому в равной степени должны делить заботы и радости своего государства, не классифицировать земли и народы на «свои» и «чужие».

Если мы поймём, что для судеб нашей страны и, следовательно, для будущего наших религий важно сохранение единства наших народов, то можем способствовать этому, укрепляя единство последователей разных вероисповеданий. Каким образом следует этого добиваться? Не делить религии на «исконные» и «неисконные», не требовать особого положения для своей религии и её общин, а исходить из необходимости обеспечения равных возможностей для деятельности всех религиозных объединений. Особое значение мог бы иметь акцент в религиозном просвещении не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет наши религии. Рассмотрим хотя бы сегодняшний праздник мусульман, точнее, его происхождение. Каждый человек, хотя бы немного знакомый с историей и учениями распространенных в нашей стране религий, может найти в истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына Исмаила нечто знакомое. Действительно, она, за исключением отдельных деталей, напоминает библейскую историю пророка Авраама, его жены Сарры и их сына Исаака. Изучая Коран и Библию, Священную историю ислама, иудаизма и христианства, мы находим много общих сюжетов. Причём речь идёт не о внешнем сходстве имён пророков. Внимательное изучение первоисточников показывает наличие общих моментов в нравственном учении ислама, иудаизма и христианства. Даже понятие «священная война» – джихад, которым часто упрекают ислам, имеет место и в Библии. Главное же сходство, близость учений трех религий заключаются в другом, более существенном факте: мусульмане, иудеи и христиане поклоняются Одному Богу. Нет Бога мусульманского, иудейского и христианского. Поэтому в отдельных переводах Корана на русский язык Аллах переводится как Бог. Хочу напомнить слушателям, что в самой первой книге Библии – «Бытии» Бог обозначен как Элоах, Элохим (Аллах). А арабы-христиане до наших дней величают Бога Аллахом.

Предвижу следующий вопрос: откуда возникла такая близость религиозных учений, сходство в представлениях трёх религий, причём - в самом главном для них? Довольно часто данное обстоятельство объясняют тем, что ислам как более поздняя по времени возникновения религия позаимствовал своё учение у иудаизма и христианства. На самом же деле секрет сходства и близости трёх религий заключается в другом. Дело в том, что все они последовательно возникли и развивались на Аравийском полуострове, среди арабов и евреев, точнее - у семитских народов, населявших его, которые имели общее происхождение, одну социально-политическую и религиозную историю.

Говоря об общих чертах трёх религий, я не забываю и о концептуальных и принципиальных различиях, существующих между их учениями. Помню я и о веках вражды и противостояний, которые имели место между их последователями и породили множество предрассудков и предубеждений, сохраняющихся и в наши дни, у верующих и богословов. Имеются они и среди мусульман. И сегодня перед мусульманами, собравшимися в этой мечети, перед многомиллионной телевизионной аудиторией мне хочется так же публично, как и ранее, подтвердить свои слова о том, что иудеи и христиане, по исламу, не являются неверующими. Чем это можно объяснить? Как уже было сказано мною, ислам формировался там, где жили иудеи и христиане. У первых мусульман с ними складывались довольно непростые отношения, об этом свидетельствуют отдельные аяты Корана. Но следует чётко различать отношение ислама к жившим рядом с мусульманами иудеям и христианам от его же отношения к иудаизму и христианству как своим предшественникам – божественным религиям. Так, в аяте Корана, где перечислены вечные основы веры мусульман, речь идёт о том, что они должны уверовать в Писания Аллаха и Его посланников (2:285).

Под Писаниями, и этого никто не может отрицать, в Коране подразумеваются Тора, Евангелие и Псалтырь. Посланниками Аллаха Коран признаёт и требует почитать более двадцати пророков, которые одновременно являются пророками иудаизма и христианства. Разве данное обстоятельство не является признанием того, что ислам не считает иудеев и христиан неверующими? Разве мог Аллах в Священном Коране требовать почитания Священного Писания и пророков иудаизма и христианства, если бы в исламе иудеи и христиане считались неверующими – гяурами? Разве мог бы Он разрешать мусульманам жениться на иудейских и христианских женщинах, если бы в исламе они считались неверующими? (5:5).

Уважаемые сограждане!

Я снова подчеркну тот факт, что вера в Единого и Единственного для всех Бога – Аллаха - должна быть выше имеющихся отличий, служить основой дружеских отношений между верующими трёх религий. Эта вера, наряду с общим гражданством, должна служить основой постоянного диалога духовенства и последователей трёх религий на всех уровнях – начиная от Москвы и кончая самыми дальними уголками нашей Родины. Подобный диалог уже давно стал неотъемлемой частью религиозной жизни поликонфессиональных стран - Европы, США и Канады, некоторых государств Азии и Африки.

Должен отметить тот факт, что идея диалога религий постепенно начинает воплощаться и в религиозной жизни нашей страны. Недавно была проведена первая в истории межрелигиозных отношений России католическо-исламская конференция, намечены меры по дальнейшему развитию отношений между последователями и духовенством двух религий. Нам известно о том, что Русская Православная Церковь имеет прочные связи с мусульманами Турции, налаживает отношения с богословами исламского государства Йемен, с 1997 года ведет диалог с мусульманскими деятелями Ирана. Скоро в Тегеране пройдёт уже пятое заседание богословской комиссии Русской Православной Церкви и мусульманских организаций Ирана «Ислам-Православие». Будем надеяться на то, что дело дойдёт до диалога и с мусульманами России, что, безусловно, способствовало бы укреплению гражданского мира и согласия в нашем обществе. Сейчас же Межрелигиозный Совет России, созданный представителями четырех традиционных религий, занимается явно не характерными для него делами, находится далеко от налаживания диалога между последователями этих религий, не оправдывает наших ожиданий.

Дорогие братья!

За несколько дней до совершения обрядов хаджа в благословенной Мекке произошла трагедия – под обрушившейся стеной одной из гостиниц города погибли более двух десятков паломников и около шестидесяти человек получили ранения. Мы молим Аллаха засчитать погибшим хадж, а их самих сделать шахидами и ниспослать им благоденствие в вечном мире. Я должен сказать и о том, что по-прежнему проливается кровь в Ираке, продолжаются конфликты и противостояния в Палестине и Афганистане, всё ещё не спокойно на Северном Кавказе. И в этот священный для нас день, когда, без сомнений, Аллах принимает все наши молитвы, мы молим Всевышнего Аллаха ниспослать нам покой, долгожданный мир, стабильность и согласие.

Уважаемые мусульмане!

В заключение мне бы хотелось обратить ваше внимание на два момента из учения ислама. Первый из них характеризует людей, совершивших хадж. После хаджа, как сказал Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), паломник возвращается домой как новорождённый, без грехов. Означает ли данное обстоятельство, что он навсегда останется в таком положении? Разумеется, нет. Бывает так, что, возвратившись из паломничества, человек совершает греховные дела, нарушает взятую на себя во время хаджа обязанность - во всём следовать заветам Аллаха. Вот почему в Священном Коране побывавшие на хадже верующие предостерегаются: «Не дойдет до Аллаха ни жертвенное мясо, ни кровь жертвенного животного, но доходит до Него богобоязненность ваша» (22:38). Для нас очень важно всегда оставаться богобоязненными.

Второй момент учения ислама характеризует верующих, по разным причинам не совершивших хадж. Многим из нас, я уверен, ещё предстоит выполнить эту почетную миссию. Тем же, которым это не удастся, напомню аяты Священного Корана: «А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, для тех, кто в состоянии совершить к нему путь» (сура 3, аяты 90–91).

Следовательно, хадж обязаны совершать только те мусульмане, которые имеют соответствующие материальные возможности и здоровье. Главное для мусульманина, как сказано в Священном Коране, - богобоязненность. Давайте же оставаться богобоязненными, стремиться совершать больше молитв и аккуратнее выполнять свои религиозные обязанности, творить больше добрых дел. Всевышний Аллах оставляет за каждым из нас и множество других, кроме хаджа, путей заслужить Его благосклонность, получить Его награду. Это - поддержка родителей и близких, оказание помощи бедным и обездоленным, доброе слово нуждающимся в нем, проявление терпения в собственном горе и сострадание другим, уважение к верованиям других, их обычаям и традициям. Всё вышеперечисленное входит в число обязанностей мусульманина, установленных Аллахом, становится деянием, угодным Всевышнему Аллаху и принесёт вам награду в обоих мирах.

Да будет мир над нами, милость Аллаха и Его благоволение!

«Ислам минбере», 2006 г. № 1