1. Легко ли быть мусульманином в России?

Дорогие мусульмане! Братья и сёстры!

Приступая к подготовке очередной проповеди, я вновь задумываюсь о скоротечности земной жизни. Почти двадцать лет назад я, недавний выпускник бухарского медресе «Мир-Араб» и второй имам-хатыб Московской Соборной мечети, впервые вышел на эту кафедру и произнес проповедь, а через некоторое время стал первым имам-хатыбом мечети. Более десяти лет прошло с момента создания на основе нашей мечети Духовного управления мусульман Европейской части России, руководителем которого я являюсь. А все перечисленные выше события воспринимаются мною так, как будто они произошли совсем недавно.

За последние время в нашем обществе произошли, без сомнения, важнейшие исторические перемены. Я начинал религиозную деятельность в эпоху перестройки, когда Коммунистическая партия пыталась сохранить себя и существовавшую тогда социалистическую систему. С перестройкой связаны первые шаги, направленные на отказ от государственного атеизма, предоставление верующим хотя бы минимальных религиозных свобод. Затем наступил 1991 год, и Россия встала на путь демократических преобразований. Кардинальные изменения начались во всех без исключения аспектах экономической, социальной и духовной жизни общества. Верующие получили полную свободу совести, возможность открыто удовлетворять свои религиозные потребности, а государство стало строить партнёрские отношения с религиозными организациями.

Я был свидетелем больших перемен, произошедших в российском обществе. Часто думаю об изменениях, которые ожидают нас впереди. Скажу прямо: меня, религиозного и общественного деятеля, волнует следующее: каким образом эти перемены отразятся на самочувствии мусульман? Преобразования происходят очень быстро, предъявляя новые требования к человеку. Готовы ли мусульмане, сохраняя верность своей религии, найти для себя достойное место в обществе? Готовы ли они жить и трудиться в новых для себя условиях – имею в виду, не только рыночных и демократических, но и среди новых людей, в непривычном для себя климате, когда на нас действуют всемирные, глобальные процессы, которые постепенно подтачивают многовековые традиции, привносят в жизнь обычаи, чуждые ценностям ислама.

Размышления об этом подсказали мне общую тему проповедей, с которыми я намереваюсь выступать перед вами. Я обозначил эту тему следующим образом: «Ислам вXXIвеке, или как жить по Корану мусульманину в России?». Обратите внимание – не «российским мусульманам», а именно «мусульманину в России». Данной фразой я подчёркиваю, что речь будет идти не только о мусульманах - коренных жителях России, а обо всех приверженцах ислама, связывающих свою жизнь с нашей страной. В настоящее время число наших единоверцев из зарубежья, в основном - ближнего, исчисляется миллионами. Они проводят много времени в нашей стране. Многие из них остаются здесь навсегда, остальные же живут в России достаточно долго. Их тоже непосредственно касается всё то, что происходит в нашей стране.

В основе представляемых мною проповедей – почти двадцатилетний опыт служения исламу, встречи и беседы с верующими людьми, коллегами, общественными и государственными деятелями нашей страныи других государств, изучение мною богословской и научной литературы. И, разумеется, постоянные чтение и размышление над священными аятами Корана – Словом Аллаха, особенно теми, которые непосредственно характеризуют земную жизнь человека и представляют собой кладезь мудрости, необходимой мусульманину в двадцать первом веке.

Уважаемые братья и сёстры! Дорогие мусульмане!

Какие новые требования предъявляют к человеку развитие демократии и переход экономики страны на рыночные отношения? Каким образом можно, оставаясь в рамках ислама, соответствовать этим требованиям? Об этом я буду говорить в следующих проповедях. В данной же расскажу о новых явлениях в религиозной жизни мусульман.

Для того, чтобы приблизительно представить себе перемены, произошедшие в жизни мусульман и их организаций, вернёмся назад, в годы, не очень далёкие от сегодняшних. Как вам наверняка известно, Московская Соборная мечеть, два года назад торжественно отметила 100-летие. Она была построена на средства татарских бизнесменов, для татар-мусульман, приехавших из разных регионов и обосновавшихся в Москве в конце позапрошлого и начале прошлого веков. Поэтому в течение многих лет она называлась «татарской» и фактически таковой являлась, поскольку её прихожанами были только татары. «Татарской» многие считают её и сегодня. В этом нет ничего особенного – и при царской России, и при Советской власти численность представителей других мусульманских этносов, кроме татар, в Москве была незначительной. Жители среднеазиатских республик, Северного Кавказа и Азербайджана, как правило, приезжали в Москву на кратковременную учёбу или в командировки и редко находили время побывать в единственной городской мечети. Кроме того, далеко не каждый приезжий мог переступить порог мечети – данное обстоятельство могло иметь неприятные последствия для его дальнейшей учёбы или служебной карьеры. Не приходила в мечеть и татарская интеллигенция, поскольку работники партийных органов брали мусульман на учёт и сообщали по месту их работы «для принятия мер». Вот почему среди молящихся невозможно было встретить молодёжь, изредка посещали мечеть люди среднего возраста. И москвичам, и гостям столицы было небезопасно демонстрировать свою преданность религии. Нет ничего странного в том, что в течение многих десятилетий прихожанами мечети являлись исключительно татары пожилого возраста, которым было нечего терять, если бы даже власти и узнали о посещении ими мечети.

Так складывались обстоятельства до недавнего времени. А теперь оглянитесь вокруг. Вы увидите в основном молодые лица. Сегодня уже никто не может назвать нашу мечеть «татарской». Разумеется, среди прихожан и сегодня немало татар, но они уже находятся в меньшинстве. Среди молящихся мы видим представителей всех мусульманских народов бывшего Советского Союза, а также верующих из многих стран дальнего зарубежья. Сегодня никто не боится демонстрировать своё положительное отношение к религии, принадлежность к исламу, желание посещать мечеть.

Изменились не только возраст и национальность мусульман, посещающих Московскую Соборную мечеть, другие мечети столицы и многих регионов России. Изменился уровень их знаний об исламе, отношение к выполнению своих религиозных обязанностей.

Несколько поколений российских мусульман жили в условиях государственного атеизма. Отошли ли они от веры предков, как считают отдельные исследователи? Я не разделяю мнения последних. Да, количествоо действующих мечетей с разрешения органов власти снизилось от 14000 в 1917 году до 112 в конце 80-х годов прошлого века. Но мусульмане проводили общие богослужения в частных домах, на полевых станах, в садах - подальше от представителей власти. Они молились сообща, выполняя требование своей религии. Что же касается обрядов ислама - таких, как обрезание, венчание (никах), отпевание - то они исполнялись всеми мусульманами, пусть и скрыто, под надуманными предлогами. Предписания и запреты ислама также не забывались мусульманами. Однако, и это следует признать, у людей в то время не было открытой религиозной жизни. В Советском Союзе отсутствовали духовные учебные заведения, заглохла богословская мысль. Постепенно ушли из жизни имамы, получившие хорошее религиозное образование до 1917 года, и на их место пришли люди, которые практически ничего не умели, кроме совершения религиозных обрядов. Мусульмане соблюдали требования своей религии, часто не представляя их сути, не задумываясь о том, какие обязанности возлагает на них принадлежность к исламу. Признавая данный факт, я, тем не менее, подчеркну следующее: то, что в условиях государственного атеизма наши родители сумели сохранить свою преданность исламу, пусть формально, только соблюдая религиозные обряды, заслуживает признания и благодарности с нашей стороны.

Что же мы видим сегодня? Начну с привычного для мусульманина в современной России многонационального характера религиозных общин. Это - абсолютно новое явление. Мусульманские народы страны веками жили на своих исторических территориях, практически не общаясь с приверженцами ислама, являющимися представителями других народов. Я уже говорил о том, что Московскую Соборную мечеть, как и мечети многих других городов страны, с полным основанием называли «татарскими». С таким же успехом мечети в Дагестане могли называть «дагестанскими», в Чечне – «чеченскими», Узбекистане – «узбекскими» и т.д. А среди прихожан современных мечетей есть представители множества народов. И это очень хорошо. Мы все являемся мусульманами, признаём одни и те же основы веры, выполняем одни предписания религии. Как будто все верно, но... Этому «но...» я намерен в будущем посвятить отдельную проповедь, а сейчас лишь отмечу, что единый ислам по велению Аллаха одновременно и очень разнообразен. В исламе существуют разные направления, секты, школы. Священный Коран предусматривает то обстоятельство, что у мусульман в разных концах мира могут возникать отличия при исполнении религиозных предписаний, обрядов и молитв, у них будет непохожий образ жизни. В общем, проявления религиозности у каждого мусульманского народа имеет определённые отличия.

Живя на своей исторической родине, мы не осознавали этих различий, но были уверены в том, что другие мусульмане ведут себя так же, как и мы. Такова психология человека, не знакомого с жизнью других народов. А когда мы стали прихожанами одной многонациональной мечети, обнаружилось, что всё намного сложнее. Мне известны споры между верующими о том, кто является «настоящим» мусульманином, кто «правильно», а кто - «неправильно» совершает тот или иной мусульманский обряд. Это - первый, но не самый трудный вопрос, который современная религиозная жизнь ставит перед каждым мусульманином.

Один мудрец сказал: «Наследство обретаешь ты затем, чтобы по-своему им распорядиться». Мы - наследники отцов, для которых даже факт исполнения обрядов, соблюдения предписаний ислама был подвигом. Наши отцы были верующими, не прочитавшими ни одной статьи или брошюры о своей религии. Немногие из них имели возможность получить сведения об исламе у знающего человека. Они никогда не общались со своими единоверцами из зарубежных стран, не знали о том, как они строят жизнь в соответствии с исламом.

В иной обстановке живём мы, мусульманеXXIвека. У нас имеется полная свобода совести. Мы можем не скрывать своей религиозности, а гордиться ею, демонстрировать своё положительное отношение к исламу, читать разнообразную литературу об исламе, встречаться со своими единоверцами с разных концов мира. В результате мы не наследуем автоматически религиозную жизнь и религиозность своих родителей. Образно говоря, мы как бы заново обращаемся к исламу, задумываемся над тем, чтобы применить его положения к собственной жизни, жизни своих единоверцев, проблемам своего времени. В прошлом детей наставляли в исламе отцы. Сегодня же - дети учат родителей религии. Отсюда возникает пусть и не очень часто встречающаяся, но реальная проблема «отцов и детей», когда дети обвиняют старших в недостатке веры.

Помочь мусульманам осознать перемены, найти правильный подход к возникающим проблемам должны имамы. К сожалению, многие из имамов по-прежнему не имеют достаточной богословской подготовки, не могут служить советчиками и консультантами для верующих. За ответом мусульмане обращаются не к Священному Корану и Сунне, а к той литературе, которую читают. А литература эта, следует признать, как правило, написана не нашими, а зарубежными авторами. В последние годы во многих местах верующие в поисках ответов на волнующие их проблемы обращаются к молодым имамам, закончившим духовные учебные заведения за рубежом. Часто за образец для подражания мы берём своих единоверцев из мусульманских стран дальнего зарубежья.

Уважаемые мусульмане!

Слушая меня, вы можете спросить: а почему муфтий особо подчеркивает тот факт, что уважением у нас пользуется всё «зарубежное»? Что же в этом плохого? Плохого нет ничего, но задуматься есть над чем. В самом начале этой проповеди я не случайно подчеркнул, что речь пойдёт о том, как жить вXXIвеке не мусульманам вообще, а именно мусульманам России - мусульманам, живущим в России. Предвижу вопрос: а разве мусульманин не везде остаётся мусульманином? Разве в разных странах он верует по-разному? Конечно же, нет. Ислам, и об этом я уже говорил, везде один, все мусульмане признают одну и ту же основу веры, следуют одним и тем же предписаниям. Но «быть мусульманином» - не значит «только веровать, исполнять религиозные обряды». Мусульманину надо учиться и трудиться, постоянно общаться с другими людьми, строить и осуществлять жизненные планы. И с этого начинаются различия. О них нам следует помнить, когда речь идёт о том, что и кого нам следует брать за образец, каким из рекомендаций обучавшихся за границей имамов следовать, а в каких случаях - подумать, прежде чем брать их советы на вооружение.

Я с большим уважением отношусь к нашим единоверцам из-за рубежа, считаю необходимым брать из их жизни, их опыта всё то, что принесет нам пользу. Однако не следует забывать и о том, что мусульмане дальнего зарубежья живут в другой исторической эпохе, которую мы, россияне, давно прошли. Страны эти, в отличие от нашей, остаются во многом аграрными, они только начинают развивать свою промышленность. И верующим там не приходится в массовом порядке осваивать самую современную технику и технологию. В подобных государствах село преобладает над городом, а основной ячейкой общества остаётся религиозная община. Общественный строй таких стран также существенно отличается от российского. Мусульманские страны не являются светскими государствами, во многих из них господствует шариат – мусульманское право. Там мусульмане составляют абсолютное большинство населения. В мусульманских странах становление светского образования ещё не завершилось, до 30 % учебного времени в светских школах отводится изучению ислама. Значительная часть населения остаётся неграмотной. Да, люди не умеют читать и писать! Имам при этом зачастую остаётся единственным авторитетом для верующих в вопросах не только религиозных, но и житейских.

А теперь представьте себе Россию. Мусульмане здесь составляют пусть и заметное, но меньшинство. Они живут в светском государстве, то есть, в условиях, когда религия отделена от государства, а школа - от церкви. Россия является многонациональной страной, граждане которой исповедуют множество религий. Кроме того, многие сегодняшние мусульмане живут не там, где они родились и выросли, не в привычной для них с детства национальной среде, а на чужбине, среди последователей новых для них религий и культур, носителей другого языка. Они находятся в среде, где господствуют непривычные для мусульманина традиции и обычаи, отношения между людьми, и не только. Мусульманам нередко приходится жить и работать среди людей, никогда ранее не общавшихся с мусульманами, но которые имеют уже сформировавшееся отношение к исламу, мусульманам, их обычаям и традициям, даже внешности и языку. Нередко мусульманину приходится встречаться с незнанием и непониманием собственной религии, откровенно неприязненным отношением к ней и к себе, страхом перед исламом. Даже придерживаться запретов и предписаний ислама в условиях России совсем не просто.

Короче говоря, легко ли при таких условиях быть мусульманином, сохранять верность исламу? Следует ли из сказанного мною сделать вывод, что мы должны раствориться среди других народов, потерять свою религию, национальную принадлежность? Или, не провоцируя борьбу, мы должны твердо отстаивать свою веру, не обороняться, но выдерживать собственную позицию? Как соответствовать требованиям времени и оставаться верным Корану, жить по Корану? Об этом будет сказано в следующих проповедях.

«Ислам минбере», 2006 г. № 2