2. Мусульмане – едины
Дорогие мусульмане!
Братья и сёстры!
Говоря о новых явлениях в религиозной жизни, в первой проповеди я отметил, что многие мусульманские общины в России стали многонациональными. О чем идёт речь? Почему я считаю этот факт новым явлением, способным создавать какие-либо трудности в отношениях между верующими? Как нам относиться к этому явлению, где искать выход из создавшегося положения?
Да, ислам и в Российской империи, и в Советском Союзе был многонациональным – его исповедовали десятки разных по численности народов. Но во все времена каждый из этих народов жил на своей исторической территории. В России это –Северный Кавказ, Башкортостан. Исключение составляли лишь татары, которые населяли не только Татарстан, но испокон веков компактно проживали и в некоторых других регионах. Мечети, как правило, посещались представителями одного народа. Мусульмане не были знакомы с жизнью единоверцев на других территориях страны, не говоря уже о зарубежных. Не было и мусульман, получивших религиозное образование в далеких странах. Многие мусульмане не знали, что ислам состоит из отдельных направлений и мазхабов(богословско-правовых школ). По годам обучения в Бухаре, работы в Татарстане и Башкортостане, поездкам по России я вспоминаю, как мусульмане с удивлением реагировали на вопрос о том, к какому мазхабу они принадлежат. Ответ бывал всегда один: «я - мусульманин».
Почему я рассказываю об этом? Потому, что у большинства наших мусульман с течением времени сформировалось убеждение в том, что их единоверцы в других регионах страны и за рубежом ничем не отличаются от них – они так же молятся, придерживаются одних и тех же обрядов, соблюдают те же традиции, придерживаются общих обычаев и норм. Верующие просто не представляли себе, что между мусульманами могут быть различия в чём-то ещё, кроме языка.
Что же мы видим в современной России? Начну с новой картины расселения мусульман, с тех изменений, о которых можно судить по результатам переписей населения в России, проведенных в 1989 и 2002 годах. Мусульмане продолжают жить и поныне там, где они жили веками. В то же время не только мусульмане – россияне с Северного Кавказа, но и выходцы из Средней Азии, Азербайджана, ряда стран дальнего зарубежья стали постоянно жить и трудиться практически во всех районах страны. В результате мусульманские общины стали появляться и там, где последователи ислама никогда не жили. Сейчас наши общины действуют не только в районах традиционного распространения ислама и в Центральной России, но и во всех западных и восточных областях, на Севере, Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине, в Приморье и Сибири.
Причину этого явления вы хорошо знаете – этотрудовая миграция из районов с избытком рабочих рук в регионы, где существует большая потребность в работниках. Причем, как доказывают ученые, эта тенденция будет постоянной, она сохранится надолго. В России с каждым годом уменьшается численность коренного населения, а рождаемость, если даже в ближайшие годы она резко увеличится, даст результаты лишь через много лет. А рабочие руки нужны сегодня, завтра и постоянно. Главными источниками рабочей силы для России остаются Северный Кавказ и мусульманские страны ближнего зарубежья.
Дорогие братья и сёстры!
Меня как религиозного деятеля не может не радовать увеличение численности мусульман в России. Но я не могу быть бесстрастным наблюдателем. Мой духовный сан возлагает на меня обязанность думать о том, как будут жить и трудиться мои единоверцы в новых для себя условиях, как будут действовать вновь возникающие многонациональные религиозные общины, как сложатся отношения между мусульманами разных национальностей, какие при этом возникнут проблемы, заранее искать пути их решения. С некоторыми из своих мыслей на этот счет я сегодня поделюсь с вами, а в вашем лице – и со всеми мусульманами, проживающими в России.
Наши единоверцы с Северного Кавказа, из среднеазиатских государств, Азербайджана, приехав на новые для себя территории, стараются держаться вместе. Стремление быть рядом с близкими по языку, обычаям и традициям людьми – явление абсолютно нормальное. Такое поведение характерно для людей, которые оказались за пределами своих национальных и языковых границ, в непривычной для себя среде, среди носителей другой религии и культуры. Это, повторяю, вполне естественное желание. Естественно и то, что, приехав в новые для себя края, мусульмане начинают задумываться о регулярном исполнении своих религиозных обязанностей, совместных молитвах с единоверцами, посещении мечети. У мусульман и не может быть иначе. Проблема начинается тогда, когда верующие одной национальности стараются объединиться и создать «свою» национальную религиозную общину, построить «свою» мечеть, а местные власти не дают согласия на регистрацию национальной общины и строительство национальной мечети. Их позицию тоже можно понять: власти предпочитают иметь дело с одной большой мусульманской общиной, которая входит в состав известного им Духовного управления мусульман, чем со множеством «карликовых», разрозненных.Где же находится выход из создавшейся ситуации? Есть ли необходимость создавать «национальные» общины и мечети? Не лучше ли мусульманам разных школ и направлений создавать единую общину, мечеть для всех?
Дорогие единоверцы!
Ислам подразделяется на суннизм и шиизм. Внутри суннитского направления ислама сложилось четыре мазхаба – это богословско-правовые школы ханифитов, шафиитов, ханбалитов и маликитов. К ним примыкает пятый, шиитский мазхаб – имамитов-джафаритов. В этом молитвенном зале Московской Соборной мечети присутствуют представители суннизма и шиизма, ханифитского и шафиитского мазхабов. Появление в исламе направлений и школ связано с далекой историей первой мусульманской державы и возникших после её распада мусульманских государств, политическими событиями давно минувших дней. Наличие разных школ объясняется и тем, что ислам исповедуют народы, каждый из которых имеет собственную неповторимую историю. Эти народы живут в разных климатических условиях, имеют различные обычаи и традиции. Поэтому вполне понятно существование различий между суннитами и шиитами, последователями других мазхабов. Неоспоримо и наличие расхождений, отличие обрядов и традиций у мусульман разных народов.
Именно эти различия бросаются в глаза в первую очередь, когда встречаются мусульмане разных национальностей. Как же к этому относиться? Самое главное - не считать тех, кто иначе молится, держится по-другому в мечети и в жизни, действующими вопреки исламу. Прежде всего, нужнообращать внимание на то, что объединяет всех мусульман, а не на то, что их различает. Обратимся к Священному Корану, учению нашей религии.
Начну с разницы в обычаях. В Священном Коране в более чем двадцати аятах речь идёт о том, чтобы мусульмане с уважением относились к тем обычаям, которые имелись у того или иного народа до принятия ислама: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас и обратиться к вам» (4:31); «Нет на пророке греха в том, что установил Аллах для него, согласно обычаю Аллаха, относительно тех, которые были раньше» (33:38). С соизволения Всевышнего, арабы-язычники, став мусульманами, сохранили некоторые свои доисламские обычаи, не противоречащие исламу. Так было и с другими народами, которые позднее стали исповедовать ислам. Вот откуда появились своеобразие, непохожесть обычаев и традиций мусульманских народов. Это полностью соответствует учению Корана. Поэтому и мы должны относиться спокойно, с пониманием к тому, что обычаи мусульман, находящихся рядом с вами, могут не совпадать с нашими.
А теперь поговорим о различиях, касающихся собственно религиозной жизни. Они, как мы увидим, касаются понимания не учения ислама, а его практики. Да, в этой области имеются определённые различия. Рассмотрим, к примеру, важный для ислама вопрос о ритуальной чистоте. Кровотечение или рвота, по ханафизму, нарушают ритуальную чистоту, а по шафиизму – нет. По-разному эти мазхабы относятся и к нарушению ритуальной чистоты при случайном соприкосновении с женщиной. При совершении молитвы мужчины-ханафиты прикрывают колени, а шафииты считают, что этого можно не делать. У ханафитов чтение женщинами азана и икамата не приветствуется, а шафииты, считая чтение азана женщинами также нежелательным, тем не менее, допускают чтение ими икамата. Если азан был прочитан в махаллинской мечети, то ханафиты, молящиеся дома, могут не читать азан, а шафииты читают его. Одни считают обязательным дуа «кунут» во время утренней молитвы, другие считают это сунной. Ханафиты совершают молитву «Витр» в три раката, а шафииты насчитывают от одного до одиннадцати.
Можно привести и другие примеры. Но так ли они существенны и значимы с точки зрения ислама и богословия, как нам иногда кажется? Разделяют ли они последователей отдельных течений (направлений) и мазхабов ислама непреодолимой стеной? Конечно же, нет! Приведу мнение Генерального секретаря Всемирной организации по сближению мазхабов айятоллы Мухаммада Али Тасхири – всемирно известного ученого из Ирана - по поводу деления на направления и мазхабы. Он отмечает, что исламские течения и школы близки между собой, что они имеют прочную общую основу как в сфере теологических воззрений, так и в сфере практических действий. Айятолла Тасхири приводит данные о том, что в сфере религиозных учений общее между направлениями и школами ислама превышает 90 %, а в сфере нравственных ценностей «общее» достигает 100 %. О подобной близости постоянно твердили основатели исламских мазхабов.
Ещё раз подчеркну, что имеющиеся различия в практике не противоречат учению Корана. Следовательно, мы обязаны терпимо и уважительно относиться к ним, не обвинять других людей в отходе от ислама, тем более - в неверии. Этого требуют от нас создатели различных школ и направлений. Имам Ас-Садык (мир ему) сказал так: «Не отрекайтесь от тех, кто высказывается не так, как мы. Среди мусульман могут быть такие, кто имеет одну долю вклада в наше дело, но среди иных людей могут быть такие, кто имеет две доли вклада в наше дело. Каждому положено в соответствии с его долей вклада».
Имам Малик ибн Анас сказал: «Я являюсь обычным человеком, который может попасть в цель и может ошибаться. Сопоставляйте то, что я говорю, с Кораном и Сунной».
Имам аш-Шафии сказал: «Если одно из моих высказываний будет противоречить хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то разбейте мои слова об стену (т.е. уничтожьте их)».
Имам Абу Ханифа сказал: «Это – мое мнение, и оно - лучшее из того, что я мог высказать. Но если кто-либо другой выскажет иное мнение, то я приму его. Ведь тот, кто не знает моих доказательств, не может основываться на моём мнении».
Дорогие единоверцы!
В общении между собой мы обязаны в первую очередь думать о том, что нас объединяет. Единство всех мусульман – высшая ценность в исламе, одно из основополагающих его понятий, важнейший принцип учения нашей религии. Понимание единства ислама в его истинном значении должно стать основой преодоления национальных, расовых, географических и прочих различий внутри наших общин. Единство является призывом Священного Корана ко всем верующим, и мы обязаны стремиться к его осуществлению, к какому бы направлению, мазхабу или национальности они ни принадлежали.
Наше всеобщее единство основано на том, что мы все, как и мусульмане всего мира, признаем главным источником ислама Священный Коран. Священный Коран – свод откровений Всевышнего Аллаха человечеству, сообщенных Аллахом Своему Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Коран – это «послание Господа миров» (26:192). Подлинник Корана «находится в матери книги у Нас» (43:4), т.е. у Аллаха и охраняется Им: «Ведь Мы – Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем» (15:9). Коран является истиной, «истиной несомненности» (56:95) и мудро направляет земную жизнь каждого мусульманина, определяя и освещая ему «дорогу и путь» (5:52).
Единство мусульман мира основано на признании вторым источником ислама Сунны (хадисов) Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – свод его изречений, комментариев отдельных аятов Корана и образцов его поведения.
Кроме общности двух главных источников, единство мусульман мира основано на всеобщем признании верующими следующих положений основ веры.
1. В подтверждении, признании и твердой убеждённости в том, что Аллах существует и является Единственным, Достойным поклонения: «Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный: не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (112:1).
2. Вера в посланников (пророков) Аллаха: «Кто не верит в Аллаха и…Его посланников… тот заблудился далеким заблуждением» (4:135).
3. Вера в ангелов: «…благочестие – кто уверовал в Аллаха… и ангелов…» (2:172).
4. Вера в неизбежность наступления Дня, когда Аллах поднимет всех людей из их могил для воздаяния (Суда) за земные дела: «благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, в писание, и в пророков, давал имущество, несмотря на любовь к нему…» (2:172).
5. Вера в Священный Коран и Писания (Книги), ниспосланные Всевышним Аллахом до него: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел раньше» (4:135).
6. Вера в предопределённость свыше, по выражению Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), «в предопределенность свыше как хорошего, так и дурного».
Всеобщее единство мусульман основано также на том, что они одними и теми же способами доказывают свою веру. Эти способы, называемые в исламе «аркан аддин» – культом, «ибада» – поклонением Аллаху, столпами религии, состоят из следующих требований.
1. Каждый верующий произносит шахаду (символ веры) – слова: «Ла илаха илла Ллаху Мухаммадун расулу Ллахи» («Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха»).
2. Признают обязательным для себя совершение ежедневной пятикратной (у шиитов – троекратной)молитвы, которая, как сказано в Коране, совершается в «предписанное определенное время» (4:104).
3. В соблюдении в месяце Рамадан месячного поста, установленного Аллахом в честь начала ниспослания Священного Корана (2:181).
4. В обязательной выплате закята: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает» (3:86).
5. Все верующие, имеющие соответствующий материальный достаток и здоровье, как минимум, один раз в жизни должны совершить хадж – паломничество к святыням в Мекке, связанным с возникновением и утверждением ислама.
Многоуважаемые братья и сёстры!
Мы являемся свидетелями нового этапа в истории ислама в России – началась и будет продолжаться массовая миграция мусульман из южных районов страны и сопредельных стран в регионы, где последователи нашей религии ранее не проживали. Это далеко не простой процесс, болезненный как для приезжающих, так и для местного населения. В новых местах обитания мы обязаны продемонстрировать наше единство и сплоченность, способность сообща, дружно решать самые насущные свои дела, в том числе и религиозные.
Одновременно с этим мы, мусульмане, должны проявлять самые высокие наши нравственные качества – уважение к религии, культуре, традициям и обычаям народов, среди которых нам предстоит жить и трудиться, умение учиться всему хорошему, что у них есть, быстро адаптироваться к местным условиям. Об этом я расскажу в следующей проповеди.
«Ислам минбере», 2006 г. № 3