6. Умеренность во всём – главная черта ислама
и образа жизни мусульман
Уважаемые мусульмане!
Напомню вам вкратце то, о чем шла речь в предыдущей проповеди. Умеренность изначально присуща исламу. Эта особенность сыграла немалую роль в быстром превращении в мировую нашей с вами религии.
Сегодня я продолжу тему, но сделаю это не сразу, и вот почему. В заключительной части прошлой проповеди я говорил о том, каким образом, проповедуя ислам, мусульмане придерживались завета Всевышнего Аллаха:«Нет принуждения в религии» (2:256). После окончания богослужения ко мне подошел один из наших братьев и попросил меня в очередной проповеди закрепить сказанное одним примером. Примером, скажу я вам, поразительным, имеющим непосредственное отношение к нашему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и его первым последователям.
Как известно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в два года остался круглым сиротой и воспитывался под опекунством своего деда Абд аль-Муталлиба. Когда мальчику исполнилось восемь лет, дед скончался. Тогда заботу о сироте полностью взял на себя его дядя – родной брат отца Абу Талиб. Дядя очень любил племянника и, что было очень важно для судеб ислама, в трудные минуты его жизни находился рядом с ним, оказывая всяческую поддержку. А трудных минут у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было очень много! Абу Талиб безоговорочно встал на защиту племянника и в следующей критической и опасной ситуации. Знатные и богатые курейшиты явились к нему и потребовали, чтобы он запретил своему племяннику проповедь ислама. В противном случае, как пригрозили непрошеные гости, они будут бороться с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) не на жизнь, а на смерть. В этот решающий для дальнейшей истории нашей религии момент дядя сказал племяннику: «Ни за что не покину тебя!», и встал на его защиту. А теперь - пример, который привел наш прихожанин. Абу Талиб умер в 619 году, то есть - спустя девять лет после начала посланнической деятельности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и проповеди ислама. Умер, не приняв ислам, оставаясь язычником!
О чем же говорит этот пример? О том, что принцип «Нет принуждения в религии» применялся и к самым близким к мусульманам людям, о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи на деле руководствовались заветом Всевышнего Аллаха: «И скажи: «Истина – от вашего Господа; кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (18:28).
Дорогие мусульмане!
История Абу Талиба весьма поучительна и в наши дни. Если вы помните, я приводил из Корана слова Аллаха о том, что и язычники являются «нашим народом». История Абу Талиба показывает, что, проповедуя свою веру, мусульмане с первых дней истории руководствовались этим указанием Аллаха, то есть, относились к язычникам как к своим людям, остающимся родными и близкими, несмотря на религиозные разногласия. Об указании Аллаха насчет нашего народа должны всегда помнить и мы, мусульмане двадцать первого века. Века, когда наши родители и дети, братья и сёстры, родственники и друзья иначе, чем мы с вами, могут относиться к вопросам веры, выполнению отдельных предписаний и требований религии. Но от этого они не перестают быть самыми родными и близкими для нас людьми, и разное отношение к религии не должно разделять нас с ними, превращать в недругов.
Уважаемые братья и сёстры!
Предыдущую проповедь я завершил мыслью, что для перехода от язычества к единобожию человек должен быть:«обладающим разумом»(14:52). Какая же связь существует между умеренностью, обеспечившей успех исламу, и обращением к разуму человека? Прямая! Остановлюсь на этом подробнее.
Как рассуждали об Аллахе, об окружающем мире язычники? Если судить по Корану - язычники были людьми, рассудок которых не выходил за рамки обычного житейского опыта, сложившегося за века «джахилийи» – периода незнания Единого Аллаха. Они и после возникновения ислама продолжали рассуждать обо всем так, как привыкли делать это веками. Они не задавались такими вопросами, как «кто создал небеса и землю, самого человека и все то, что служит ему пищей?». Язычники не хотели вглядываться в окружавший их мир, полагались только на свой жизненный опыт. Они отрицали единство Аллаха, не размышляя о Нём, не уразумев Его силу и мощь. Они, по определению Всевышнего Аллаха, были людьми незнающими: (39:12), находящимися в невнимательности (7:178), слепыми и глухими (11:26), не размышляющими (7:183) и, следовательно, не уразумеющими (2:71). Поэтому язычники «взяли помимо Аллаха себе богов» (36:74) «не ценили Аллаха истинной ценой» (39:67).
Поверить же в единственность Аллаха могли только люди зрячие и слышащие, знающие и обладающие разумом (39:12). Разум же, в отличие от рассудка, требует активной работы человеческого ума, призывает к размышлению, предостерегает от привычных представлений. Для ислама главным является вера, основанная на твердом убеждении и глубоком проникновении в суть религии. По исламу, именно такая вера может быть полной, вдохновлять человека на выполнение его религиозных и нравственных обязанностей перед Творцом. А путь к такой вере предполагает, что человек размышляет о самом себе, об окружающем мире, о том, чему он верил и чему должен верить.
Возможно ли достижение такой цели за короткое время? Конечно же, нет. Мы помним, как медленно росла численность членов общины во главе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Переход людей от многобожия к исламу был медленным и во всех других регионах. Этот процесс происходил медленно не потому, что завоевавшие эти районы арабы не имели силы, достаточной для обращения всех язычников в ислам. Сил-то хватало! Ведь сумели же, например, арабы очень быстро завоевать множество стран, преодолеть сопротивление крупнейших государств того времени. Дело в другом - в том, что ислам требовал обращать людей в единобожие, проявляя умеренность – то есть, неторопливо, без спешки, без ожидания быстрых результатов, помня о том, что людям требуется время для понимания единобожия, преимущества следования исламу. Время для изменения привычного образа жизни, перехода к новым ориентирам.
Мусульмане всегда помнили обращенные к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) слова Всевышнего Аллаха об арабах-язычниках: «рассеялись бы (отошли бы) от него», если бы он был с ними «грубым, с жестоким сердцем» (3:159). И умеренность мусульманства при обращении в ислам язычников не только в Аравии, но и в других районах мира проявилась и в том, что призыв в ислам, на путь Господа, осуществлялся «с мудростью и хорошим увещанием» (16:126), посредством добрых примеров, которые мусульмане показывали своим отношением к Аллаху, Его заветам.
Вот почему массовое утверждение ислама в сознании и поведении людей повсюду происходило в течение многих веков. Проходило много времени, прежде чем язычники убеждались в том, что идолы, которым они поклонялись, «ничего не творят, а сами они сотворены, и не могут ни им помочь, ни самим себе не помогают».Идолы «никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять от нее» (22:72), так как «не владеют весом пылинки на небесах и в земле» (34:21), «если вы зовете их, они не слышат вашего зова,а если бы слышали, то не ответили бы вам» (35:15). Мусульманские государи и религиозные деятели терпеливо ждали, когда люди сами, путем размышлений и сравнений, познавая смысл собственного бытия, неизбежно придут к признанию единства Аллаха. Аллаха – Всемогущего, Творца мироздания, не имеющего Себе подобного, Аллаха – Всеведущего, Видящего и Управляющего всем, но Который остаётся невидимым человеческому глазу!
Дорогие мусульмане!
Ислам – это не только вера в Аллаха. Вы знаете об этом. Утверждение ислама и среди арабов, и в других районах приводило к большим переменам в жизни народов, ставших мусульманами, меняя их сознание и поведение. Ислам кардинально изменял духовную жизнь личности и общества, правовые нормы, которыми руководствовались люди, привносил ранее не известные им нравственные ценности. Принимая ислам, люди брали на себя обязанность соблюдать возлагаемые на них Аллахом религиозные и моральные обязанности. Таким образом, ислам в корне менял образ жизни многих народов. Тем не менее, эти народы постепенно отходили от своих прежних верований, приходили к признанию и почитанию Аллаха. Почему это происходило? Несколько следующих проповедей будут посвящены поиску ответов именно на этот вопрос. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на конкретный, понятный для вас пример.
Вы, мусульмане, присутствующие в этом молитвенном зале, являетесь представителями многих народов мира. Народов, для которых принадлежность к исламу является естественным состоянием. Вам трудно даже представить себе, что ваши предки когда-то не были мусульманами. Да, это трудно представить. Ещё труднее представить себе своих очень далеких предков, которые во все времена принадлежали к другим верованиям и перед которыми встал вопрос о принятии ислама. Если говорить просто, то речь шла о том, чтобы, оставаясь в своём старом обличье, они стали совершенно другими, новыми людьми, которые по-другому думают и действуют, иначе, чем в недавнем прошлом, относятся к смыслу собственной жизни, жизни родных и общества в целом. Трудно ли решиться на такой шаг? Конечно, очень трудно. Трудно ли это делать тем последователям других религий, которые в наши дни становятся мусульманами? Трудно ли, наконец, нам, мусульманамXXIвека, сохранять верность исламу?
Не могу сказать, что это легко. Да, трудно быть мусульманином. Трудно было быть мусульманином в любом веке. Трудно потому, что, как уже сказано, ислам налагает на человека немало обязанностей. Это так. Признавая этот факт, я, тем не менее, начну разговор об умеренности ислама как о важном факторе, способствовавшем его широкому распространению и утверждению, облегчающем жизнь верующим во все века. Говоря об этом, я имею в виду следующее обстоятельство. Рассмотрев учение и культ ислама в следующей проповеди, мы убедимся в том, что все обязанности, возлагаемые исламом на человека, полностью соответствуют его возможностям. Сейчас же я сделаю предварительное замечание: учёт психологии человека, его возможностей и условий жизнедеятельности нашей религией делал и делает её привлекательной не только для нас, но и для последователей других религий. Задумайтесь, как следует, и вы согласитесь с тем, что умеренность требований ислама позволяет и нам, не нарушая ритма своей жизни, не отказываясь от земных радостей и удовольствий, сохранять верность исламу.
Понимаю, что кому-то из вас мои рассуждения могут показаться неожиданными. Сомневающихся в соответствии моих слов действительности я отсылаю к Священному Корану и хадисам пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), сложившейся веками религиозной и жизненной практике мусульман. В дальнейших проповедях я много раз буду ссылаться на эти святые для нас источники. В данной же проповеди приведу отрывки только из трех аятов Корана и один хадис. Я бы просил вас запомнить их, так как они будут служить обоснованием дальнейших моих рассуждений об умеренности ислама: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей – то, что она приобрела, и против нее – то, что она приобрела для себя. «Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или погрешили. Господи наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господи наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам и помилуй нас!» (2:286). «И усердствуйте об Аллахе достойным Его усердием. Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы…» (22:77). «Мы возлагаем на душу только то, что она может; у Нас есть книга, которая говорит истину, и они не будут обижены» (23:64). Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте, возвещайте им благое, а не отталкивайте их от себя».
О том, как эти принципы нашли свое отражение в учении и практике ислама, будет сказано в следующих проповедях. А данную проповедь я хочу завершить рассуждениями о том, как ислам своей умеренностью облегчает жизнь мусульман – представителей разных народов и регионов.
Уважаемые мусульмане и мусульманки!
Одним из знамений, по которым мы узнаем о мощи и силе Творца, как сказано в Коране, является разнообразие, созданное Аллахом на земле (16:13). Об этом разнообразии мы можем судить по многим фактам. Я же обращу ваше внимание на то разнообразие, которое царит в этом молитвенном зале. Здесь присутствуют представители всех мусульманских народов России, Средней Азии и Казахстана, Закавказья, стран Азии и Африки. У каждого из этих народов своя история – политическая, духовная и экономическая, своеобразные представления о жизни, отличный от других климат и природа. Своеобразием отличается и мусульманская история каждого из этих народов. Так, одни из народов исповедуют ислам суннитского, а другие - шиитского толка. Одни мусульманские народы следуют за ханифитской школой ислама, другие – за шафиитской, третьи – за маликитской, четвертые – за ханбалитской школами. Принадлежность к определенным течениям и школам отражается в том, как мы выполняем отдельные предписания и обряды ислама. Кроме того, у каждого из этих народов имеются традиции, которые они считают мусульманскими, но которые не встречаются у других мусульманских народов. Если мы задумаемся, то найдем определенные различия в проявлениях нашей религиозности, роли ислама в нашей с вами жизни. Но, тем не менее, все мы, представители разных континентов и народов, с полным правом считаем себя принадлежащими к исламу, то есть - мусульманами. И считаем, имея на то полное право, полностью соответствующее указаниям Всевышнего Аллаха, особенностям вероучения и культа ислама. Особенностям, которые ещё и ещё раз убедительно демонстрируют умеренность, продуманность требований ислама к своим последователям. О чём именно сейчас идёт речь?
Всевышний Аллах, посылая к людям «печать пророков» Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), определил, что ислам выйдет далеко за пределы Аравии и станет мировой религией, его будут исповедовать разные народы. Поэтому ислам содержит чётко и ясно сформулированные основы веры и культа, которые признаются и должны признаваться всеми без исключения мусульманами мира. Основы, обязательные для признания и исполнения верующими независимо от того, где и в каких условиях они живут и действуют. Это – признание главным источником религии Священного Корана – Слова Аллаха и хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это - вечные и незыблемые истины веры, которые ни при каких обстоятельствах и никем не могут подвергаться сомнению: вера в Аллаха и в Последний день, в ангелов, Писание и пророков, исполнение пятикратной в день молитвы, предопределение. Вера, в свою очередь, держится на признании обязательности соблюдения и исполнения пяти столпов ислама, сформулированных пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и вытекающих из Корана. Единое вероучение и культ объединяют всех мусульман мира, делают их членами единой общины – уммы. О том, что требования вероучения и культа нашей религии остаются всегда в пределах возможностей обычного, не наделённого особой силой и терпением человека, то есть - об умеренности ислама, поговорим в следующий раз.
«Ислам минбере», 2006 г. № 7–8