7. Умеренность во всем – главная черта ислама
и образа жизни мусульман
Уважаемые мусульмане!
Умеренность ислама можно проследить, рассмотрев те религиозные обязанности, которые он возлагает на верующего. Их выполнение не ставит человека в затруднительное положение перед необходимостью прилагать для этого неимоверные усилия, напрягаться. Соблюдая религиозные обязанности, мусульманин сохраняет возможность пользоваться всеми земными радостями и удовольствиями. Такова была основная мысль предыдущей моей проповеди. В подтверждение этой мысли я привел принципиально важные для понимания требований ислама к верующим аяты из Священного Корана. В том числе - те, в которых сказано: Всевышний Аллах желает, чтобы в исламе не было ничего тягостного, невыполнимого для верующего; Создатель возлагает на мусульманина только такие обязанности, которые он в состоянии исполнить. Я также привел хадис пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), призывающий облегчать, а не затруднять жизнь мусульман.
Чем же объяснить то обстоятельство, что я вновь и вновь говорю об умеренности ислама и предъявляемых им к верующему требований при исполнении им религиозных обязанностей? Почему я постоянно напоминаю вам о том, что наша религия не связывает человека жесткими, лишающими его всякой самостоятельности и инициативы предписаниями и нормами? О том, что она оставляет за каждым верующим право самостоятельного выбора в тех или иных случаях? Мои слова, конечно же, обращены к вам, присутствующим в этом молитвенном зале, и, разумеется, ко всем моим единоверцам. Я хочу, чтобы мусульмане как можно лучше познали свою религию, её особенности. Причем познали бы не со слов малообразованных или зацикленных на чём-то одном людей, а на основе текстов святых первоисточников ислама – Священного Корана и сунны. Это позволит им глубже почувствовать бесконечную любовь Всевышнего Аллаха, Его заботу о человеке. Пусть мои проповеди послужат и ответом отдельным недоброжелателям ислама, которые не перестают твердить о фанатизме ислама и мусульман, о том, что наша религия отрицает любую свободу действий верующих, что она категорична и однозначна в своих требованиях. Надуманность таких утверждений можно легко увидеть, если изучать учение ислама без предубеждений, с открытыми глазами. Ислам, с одной стороны, содержит перечень категоричных, то есть не подлежащих обсуждению и пересмотру, чётко изложенных обязанностей верующего или человека, пожелавшего принять ислам. Умеренность ислама проявляется тогда, когда речь идёт об условиях их выполнения. Обнаруживается, что в таких случаях ислам берёт в расчёт множество факторов: возраст и состояние здоровья человека, климатические условия, в которых он живёт, различные жизненные ситуации, которые могут возникнуть. Учитываются также материальное положение верующего, особенности конфессиональной среды, в которой он живет. Таким образом, ислам оставляет за верующим право действовать с учётом своих возможностей и обстановки, заботится о том, чтобы выполнение религиозных обязанностей в конкретной жизни не стало для него обременительным делом.
Дорогие мусульмане и мусульманки!
В сегодняшней проповеди я начну разговор о том, как выделенные мною принципы умеренности проявляются при соблюдении мусульманином обязанности совершать молитву. Молитву обязательную, ежедневную пятикратную, и молитву (мольбу), с которыми верующий или верующие обращаются к своему Создателю.
Почему разговор об умеренности ислама начинается с молитвы? Потому, что без молитвы нет мусульманина. Верующий, по исламу, - только тот, кто постоянно поклоняется Аллаху, сотворившему человека и Вселенную. Только молясь, обращаясь к Аллаху, человек признает Его Единство, Могущество и Всесилие: «Верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру; и они полагаются на своего Господа; которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали. Они – верующие по истине. Им – степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел» (8:2–4).
Итак, Всевышний Аллах требует от мусульманина: «Поклоняйся же Мне и совершай молитву в Мое воспоминание!» (20:14). В Священном Коране – Слове Аллаха - мы находим также десятки других аятов, в которых говорится о значении молитвы для мусульманина.
Уважаемые братья и сёстры!
Задумывались ли вы, почему мы молимся пять раз в день? Не больше и не меньше, а именно пять? Я коротко напомню вам историю, связанную с установлением этой цифры. 27 раджаба 621 г., т.е. в девятом году хиджры после начала посланничества, Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) чудесным образом совершил ночное путешествие и вознесение на небеса. В Коране об этом сказано: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он – всеслышащий, всевидящий!» (17:1). Вы, разумеется, поняли, что речь идет о мирадже – о том, как к спящему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) явился ангел Джибрил с крылатым верховым животным аль-Бураком, на котором он прибыл в Иерусалим. Этой же ночью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесён к небу, где встретился с Адамом и пророками Аллаха. Затем Джибрил вознёсся с ним к Аллаху. И Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам пятьдесят ежедневных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по совету пророка Мусы (мир ему) несколько раз возвращался к своему Господу и просил Его уменьшить число молитв из боязни, что верующие не вынесут такой обязанности. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) просил Аллаха до тех пор, пока Создатель не разрешил мусульманам совершать пять молитв.
Данная история свидетельствует о милости Аллаха к мусульманам, заботе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о том, чтобы сделать требования ислама к верующим умеренными, учитывающими человеческие возможности. А сколько таких примеров можно привести, не выходя за рамки темы сегодняшней проповеди – «молитва в исламе»? О том, насколько умеренны требования ислама к практике совершения молитв, мы можем судить по хадисам Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Как известно, именно ему Всевышний Аллах доверил решить все практические вопросы религиозной жизни мусульман, в том числе и совершения молитвы. В Коране сказано: «Был для вас в посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (33:21). И в прошлом, и в наши дни мусульмане всего мира руководствуются в своей религиозной жизни указаниями и примером Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
В жизни Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитва занимала важнейшее место. Мы располагаем многочисленными фактами, свидетельствующими о том, с каким почтением он относился к молитвам, много и тщательно совершал их. О том, как высоко он ценил молитву в жизни мусульманина, можно судить по следующим хадисам. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был задан вопрос: «Какое из дел Аллах любит больше всего?». Он ответил: «Молитву, совершаемую в установленное время». Ежедневную пятикратную молитву Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал с рекой, очищающей человека от повседневно накапливаемой грязи – т.е. грехов.
Готовясь к этой проповеди, я вновь изучил все хадисы, непосредственно связанные с разрешением вопросов, которые возникали у первых мусульман о совершении молитв. Только в «Сахихе аль-Бухари» – сборнике достоверных хадисов, собранных знаменитым богословом, их оказалось больше тысячи(!). Они объединены в пятнадцать книг, каждая из которых посвящена одному вопросу: правилам совершения омовения, азана, особенностям чтения молитв в пятницу и праздничные дни, при различных обстоятельствах и т.д. разумеется, вы понимаете, что у меня нет ни времени, ни возможности пересказывать содержание прочитанных мною хадисов. Поэтому я расскажу вам только то, что я черпал из них относительно сегодняшней проповеди. Я практически не буду приводить и имена передатчиков хадисов, не буду рассматривать ситуации, при которых они появились, в целях экономии времени.
Дорогие мусульмане!
Из множества хадисов я особо выделил один, который, как мне кажется, наиболее точно определяет отношение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к молитве: «Придерживайтесь умеренности, совершая земные поклоны; молящийся ведет тайную беседу со своим Господом». В этом хадисе я хочу обратить ваше внимание на два момента.
Начну со второй части хадиса. Как сказано в нём, молитва – это тайная беседа мусульманина с Господом, величайшая милость Аллаха, Который дал каждому(!) из нас возможность непосредственно обращаться к Себе, рассказать Ему о том, что нас волнует и заботит, поделиться постигшим его счастьем или горем, попросить у Творца содействия, помощи в преодолении возникших трудностей. Для беседы с Господом (обратите внимание: данное обстоятельство тоже говорит об умеренности ислама) не требуются ни специально возведенные роскошные хоромы, ни посредник между верующим и Господом. Быть имамом-предстоятелем на молении, – сказано в хадисе, – может любой мусульманин независимо от цвета кожи – и «эфиоп, голова которого подобна изюмине», и раб, и вольноотпущенник, и даже подросток, не достигший совершеннолетия (378). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил мусульманам часть своих молитв совершать дома (257), а сам любил молиться там, где застало его время молитвы, даже в загоне для овец (254).
Уважаемые мусульмане!
Нам, безусловно, следует помнить о хадисах, в которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о предпочтительности совершения обязательной молитвы совместно с единоверцами в мечети, особенно по пятницам и религиозным праздникам. Он неоднократно подчёркивал следующее: наибольшую награду за совершение молитвы получит тот, кому приходится преодолевать наибольшее расстояние до мечети. Им же сказано, что молитва в мечети превышает индивидуальную молитву на двадцать пять ступеней. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не возвёл в ранг обязательного требования религии к верующим совершение молитвы в мечети. Мусульмане, с учётом собственного здоровья, близости или отдалённости мечети, различных житейских обстоятельств имеют право проводить пятикратную молитву там, где им удобно – у себя дома или вместе с единоверцами, в любом чистом месте. Надо ли говорить о том, как данное обстоятельство облегчает жизнь верующих - мусульманин, где бы он ни находился, может выполнить самое важное предписание своей религии? О том, что у мусульманина всегда и всюду есть возможность пообщаться со своим Творцом, мысленно представить Его перед собой? Я уже говорил и повторю сегодня, что данная особенность ислама во многом способствовала сохранению религиозных традиций в тяжёлые для религии времена советского периода, когда мечетей было совсем немного, а их посещение грозило прихожанам большими неприятностями.
Теперь поговорим об указании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) придерживаться умеренности при совершении молитвы. Замечу, именно об этом говорится и в других хадисах. В «Сахих аль-Бухари» есть даже специальная глава «О нежелательности проявления излишнего рвения в делах поклонения». Там, в частности, приводится, такой хадис: «Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вошедший в мечеть, увидел между двух столбов веревку и спросил: «Что это за веревка?» Люди сказали: «Это веревка женщины, которая держится за нее, когда устает от молитв». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, отвяжите эту веревку, и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и оставляет молитву, когда станет уставать». Широко известен и другой хадис, в котором на вопрос о том, надо ли мусульманину молиться сверх совершения пятикратной молитвы, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, если только не пожелаешь молиться дополнительно по своей воле». Со слов матери верующих Айши (да будет доволен ею Аллах) известно, что Пророк любил молитву, но часто отказывался от их свершения, опасаясь, что так начнут делать другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал по утрам дополнительных молитв (548).
Дорогие братья и сёстры!
А теперь поговорим о правилах совершения намаза, о том, как в них проявляются умеренность ислама, понимание обстоятельств жизни мусульманина. Начну с предписания, выполнение которого в условиях России не вызывает затруднений для верующего – я говорю о тахарате (омовении). Слово тахарат по-арабски означает очищение, омовение. Намаз – путь ко внутреннему очищению, поэтому его нельзя совершать без соблюдения чистоты внешней. В Священном Коране говорится, что «Аллах любит очищающихся!» (9:109), и содержится прямое указание: «О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток» (5:8). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на то, что «намаза нет у того, кто не совершил омовения, и нет омовения у того, кто не вспомнил имя Аллаха при совершении омовения».
Подобные указания как будто бы не оставляют нам возможностей выбора, являясь однозначными. Но это – лишь первое впечатление. У ислама есть одна особенность – после каждого его обязательного предписания стоит не точка, а точка с запятой, которая оговаривает ситуации, могущие возникнуть при его исполнении. Точно так же обстоят дела и с предписанием об омовении. Вслед за аятом об обязательности омовения идет следующий, в котором верующему даётся указание, что надо делать, когда он нуждается в очищении, но не находит воды: «омывайтесь хорошим песком, – обтирайте им свои лица и руки» (5:9). Вслед за приведёнными выше словами идут другие, важные для понимания милости и милосердия Аллаха, Его заботы о мусульманах: «Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, – может быть, вы будете благодарны!» (5:9). Надо ли говорить о том, какое значение имеет это разрешение для мусульман, живущих в безводных и пустынных районах, находящихся в пути и не находящих живительной влаги для выполнения своей обязанности верующего?
Милость Аллаха, разрешившего мусульманам очищаться песком, когда нет воды, была разъяснена Пророком нашим Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). В одном из хадисов (210) рассказывается о том, как один из мусульман стоял в стороне от молящихся. Оказалось, что он осквернился, но у него нет воды для омовения. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В таком случае тебе следует использовать чистую землю, и этого тебе будет достаточно».
Уважаемые братья и сёстры!
Недавно я прочитал в брошюре зарубежного богослова такие слова: «Аллах подчеркивает в Коране, что намаз для мусульманина предписан приказом, т.е. обязателен несмотря ни на какие обстоятельства. Совершать его надо регулярно и вовремя, всегда и везде». Так ли это? Ведь в Коране имеется аят: «Поистине, молитва для верующих – предписанное в определенное время» (4:104). Стоит ли сомневаться в правильности высказанного богословом утверждения? Об этом мы поговорим в следующий раз.
«Ислам минбере», 2006 г. № 9