8. Умеренность во всём – главная черта ислама

и образа жизни мусульман

Уважаемые мусульмане!

Я продолжаю проповедь об умеренности ислама, о том, как этот принцип применяется при соблюдении пятикратной молитвы – намаза. Эту проповедь я полностью посвящаю вопросам, связанным со временем её исполнения. Я уже приводил указание Корана на этот счет: «Поистине, молитва для верующих – предписанное в определенное время» (4:104). Как будто бы, данное утверждение категорично, и разночтений не должно быть. Кроме того, нам хорошо известен следующий хадис. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) на вопрос: «Какое из дел больше всего любит Аллах?», отвечал: «Молитву, совершаемую в установленное время». Тем не менее, я всё же буду говорить об умеренности ислама и в вышеупомянутом вопросе.

У вас может возникнуть мысль: не увлёкся ли муфтий в своём желании подчеркивать умеренность ислама? Не пытается ли он доказать недоказуемое, а то и противоречащее учению нашей религии, Корану и сунне положение? Не ломится ли он в открытые двери? Давайте разберёмся в учении ислама о времени совершения намаза.

Но, прежде чем приступить к теме разговора, я считаю нужным сделать одно немаловажное отступление. Оно необходимо и для последующих проповедей.

Дорогие мусульмане!

Меня радует отношение наших мусульман к двум главным источникам ислама – Корану и Сунне Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Для верующих они были и остаются самыми авторитетными источниками для решения вопросов, возникающих в религиозной жизни. Как я уже говорил, это меня очень радует. Волнует и беспокоит меня другое.

Сегодня я вынужден говорить об опасности неглубокого, поверхностного обращения к Корану и хадисам, такого явления, когда берётся одно их положение и из него делается категоричный вывод, который считается обязательным и безоговорочным для мусульман. При этом игнорируются другие аяты Корана и хадисы, развивающие данное положение применительно к конкретным ситуациям, которых в реальной жизни может быть множество. Чем же опасен такой подход?

Давайте рассудим: Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в начале седьмого века. К этому времени относятся и хадисы – рассказы о его словах и деяниях. Могли ли мусульмане чётко следовать нормам ислама в тот период, например, указанию Корана о необходимости чтения молитвы в предписанное время? При их образе жизни - как будто бы могли, и без особых затруднений, потому что не были заняты на посменной семи- или восьмичасовой работе, на непрерывном производстве, не подлежащем остановке на время молитвы. Они не служили в армии среди последователей других религий, подчиняясь строгой воинской дисциплине, не допускающей никакой вольности, возможности оставить казарму или пост, уединиться. Им также не была известна учеба «от звонка до звонка», требующая соблюдения чёткой, не зависящей от желания мусульманина дисциплины. Они не находились во время намаза в самолёте или поезде, где нет условий для молитвы. Мусульмане в то время занимались сельскохозяйственным трудом, который можно было прекращать в нужный момент.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в начале седьмого века как будто бы существовали все условия для совершения молитвы в определенный срок. Условия жизни современного человека принципиально иные, они далеко не всегда позволяют строго выполнять предписания Корана и хадисов. Присутствующим в этом зале хорошо известно данное обстоятельство. Как же нам следует поступать?

Я уже говорил об опасности однобокого, неглубокого подхода к Корану и хадисам. Повторю эту мысль и кратко изложу причину существования упомянутого подхода. Во-первых, мы, к сожалению, и через пятнадцать веков после начала распространения ислама по-прежнему плохо знаем его первоисточники. Раньше причиной возникновения подобной ситуации была недоступность этих источников, а теперь на что мы можем пожаловаться? На то, что сейчас, в отличие от прошлого, имеются люди, способные нам объяснить всё, что необходимо? А всегда ли они сами хорошо представляют себе Коран и хадисы? Нередко получается так, что авторитетом в религиозных делах становится молодой россиянин, несколько лет проучившийся за рубежом в одной из мусульманских стран, где религиозная практика строится в соответствии с требованиями утвердившегося там мазхаба ислама - не ханифитского или шафиитского, а маликитского и ханбалитского. Он несколько лет прожил в стране, где условия жизнедеятельности мусульман принципиально отличаются от российских. В стране, которая, как правило, остаётся преимущественно аграрной, сельскохозяйственной, где ритм жизни и производства дают людям возможность своевременно исполнять религиозные обряды. В стране, где жизнь вообще, и религиозная в частности, отражает местные, национальные особенности. И вот наш молодой человек начинает сравнивать российскую действительность с жизнью, увиденной за рубежом, возмущаться тем, что кто-то вовремя не пришёл в мечеть на молитву, а другой совершает молитву «не так». При этом он делает однозначный вывод: там, за рубежом, всё правильно, а у нас, в России - всё неправильно. Там, за рубежом, ислам настоящий, а у нас - нет. Там - настоящие мусульмане, а у нас - нет. Что же я могу сказать по этому поводу?

Давайте будем обращаться к нашим религиозным традициям, которые существуют в течение многих веков. Да, они отличаются от тех, которые молодой мусульманин видел за рубежом. Но это нормально, это - по исламу, это соответствует указаниям Всевышнего Аллаха. В Священном Коране – Слове Аллаха - содержится около двадцати аятов, разрешающих мусульманам строить свою жизнь по обычаям предков: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах – знающий, мудрый!» (4:31). Вслед за этим аятом мы видим следующие слова, которые нам следует помнить: «Аллах хочет облегчить вам…» (4:32). Да, великая милость и милосердие Аллаха, явленные людям, касаются также права жить, исходя из собственных традиций, не копируя, то, что отражает жизненный опыт других народов, имеющих другую историю, иной опыт. И давайте же лучше изучать Коран и хадисы.

Прежде всего, следует читать Коран и Сунну внимательно, глубоко изучать их. Коран и Сунна содержат однозначные и ясные законы и предписания, без соблюдения которых невозможно нормальное устройство жизни мусульман, религиозной общины. Таковым, например, является предписание совершать пятикратную молитву в определенное время. И эти законы следует не только признавать, но и искренне уважать, использовать как руководство к безоговорочному исполнению.

Давайте изучать в Коране и хадисах не только букву, а прежде всего, их дух. Знать не один аят или хадис, а все аяты и хадисы, посвященные одному вопросу. Изучать без начётничества, когда человек знает одно-единственное положение, указание из первоисточника, и не хочет признавать ничего другого. Но, как нам известно, два главных источника ислама неоднократно обращаются к важным для мусульманина вопросам, содержат дополняющие и развивающие мысли. Поэтому нам надо изучать источники ислама более основательно.

И только тогда мы по-настоящему поймём слова, которые любим часто повторять: ислам, Коран и хадисы даны на века, потому что в них заранее учтены те условия, в которых может находиться человек в разные исторические времена и эпохи. Справедливость этих слов я стараюсь доказывать во всех своих проповедях. Буду делать это и впредь.

Дорогие мусульмане!

Сейчас я буду говорить о соблюдении времени каждой из пяти ежедневных молитв – намазов. Повторю ещё раз то, о чём я упоминал в начале этой проповеди. В Коране сказано о необходимости совершать каждую из пяти ежедневных молитв в определённое время. Больше всех дел Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) любил молитву, совершаемую в установленное время. Эти однозначные и ясные установки, разумеется, требуют искреннего уважения и выполнения.

Однако зададим себе следующий вопрос: могут ли источники ислама учитывать все мелочи, детали, которые могут возникнуть в жизни общины и отдельного верующего? Тем более - верующего, живущего и работающего в двадцать первом веке, в условиях, очень часто не дающих человеку возможности отойти от станка, на время уклониться от выполнения своих рабочих обязанностей и совершить молитву?

Отвечая на эти вопросы, я повторю: давайте следовать не только букве, но и духу Корана и Сунны, давайте глубоко их изучать. Если мы пойдём по такому пути и применительно ко времени молитв, то обнаружим, что и дух Корана и Сунны, и их буква исключительно современны. Складывается впечатление, особенно при чтении хадисов, что они созданы для наших дней, с учётом реалий жизни мусульманина двадцать первого века.

Начну с Корана, точнее - его духа. Можно ли отклоняться от его указаний о молитве, кажущихся однозначными? Как будто бы, об этом не следует говорить: уже давно были утверждены не только время, но и порядок, место совершения намаза. Но если обстоятельства складываются неблагоприятным для верующего образом? Коран отвечает: в определённой ситуации мусульманин может совершать молитву на ходу (двигаясь пешком) или едучи верхом. В Коране речь идёт о ситуации, когда мусульманин может оказаться в опасности. Но здесь важен именно дух, принцип – возможность отклонения, отхода от общепринятых и навсегда утвердившихся правил! Приведу ещё один пример. Уже давно действует порядок, по которому утренний намаз (фаджр) читается в 2 раката, полуденный (шурук), предвечерний (зухр) и ночной (иша) намазы по 4 раката, а вечерний (магриб) – в 3 раката. Можно ли в каких-то случаях сокращать количество ракатов? Мы находим ответ в Коране: «А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если боитесь, что вас подвергнут испытанию те, которые не веровали» (4:102). По мнению комментаторов, в данном тексте речь идёт о боевых действиях, которые вели первые мусульмане. Но для нас важен именно допускаемый принцип – право сокращать молитву, возможность применения данного принципа при других обстоятельствах, препятствующих полноценному исполнению намаза. Тем более, уже во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) он находил применение на практике.

Уважаемые мусульмане!

Надеюсь, вам не кажется, что я отошёл в сторону от рассматриваемой мною темы. Я иногда отступаю от конкретной темы лишь с одной целью – помочь вам лучше знать и понимать ислам. В конечном же счёте я стремлюсь к тому, чтобы ислам и ваша религиозность стали для вас возможностью жизненного успеха, помогали вам успешно найти своё место в двадцать первом веке. И, разумеется, для того, чтобы вы не переживали в тех случаях, когда по тем или иным причинам не можете своевременно и в полной мере выполнять свои религиозные обязанности. Такого рода случаи, по исламу, допускаемы и простительны, их можно и нужно восполнить. А теперь разрешите мне вернуться непосредственно к теме моей проповеди.

Мы уже говорили о принципах Корана. А теперь поговорим о том, каким образом они находили своё место в жизни мусульманской общины, руководимой Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Как известно, именно ему Всевышний Аллах дал право проповедования Своих заветов мусульманам. И следующую часть моей проповеди я полностью построю на хадисах.

Пятикратной ежедневной молитве посвящены несколько сотен изречений и деяний Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Их можно прочитать и в сборнике достоверных хадисов имама аль-Бухари («Сахих аль-Бухари»), изданных на русском языке. Из него я использую «Книгу о времени молитв» и «Книгу пятницы», насчитывающие 132 хадиса. Я буду приводить их без подробных комментариев, так как они не нуждаются в разъяснениях. Выражаю уверенность в том, что, прослушав эти хадисы, вы сами сможете убедиться: в них изложены ситуации, характерные и для вас, живущих в двадцать первом веке. В этом заключается универсальный характер норм ислама, которые применимы во все исторические времена, умеренность ислама, его забота о мусульманах! Это - пример реализации в исламе указания Аллаха облегчать, а не затруднять жизнь мусульман.

Уважаемые мусульмане и мусульманки!

Теперь я попытаюсь проиллюстрировать вышесказанное конкретными примерами. Сделаю это в виде вопросов и ответов на них, найденных в хадисах. Но до этого приведу хадис, переданный Джабиром бин Абдуллахом (да будет доволен им Аллах). Из него мы узнаём о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершал полуденную молитву точно в полдень, послеполуденную – когда солнце ещё ярко светило, закатную – когда солнце уже садилось… что же касается утренней молитвы, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал её в предрассветном сумраке.

Рассмотрим примеры, свидетельствующие о возможности отступления от указанных сроков.

Итак, всегда ли следует читать закатную молитву после того, как зашло солнце?Обратимся к хадису, который передал уже упоминавшийся нами Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах): «Обычно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вечернюю молитву начинал в разное время, ибо когда он видел, что люди уже собрались, то начинал её пораньше, а когда видел, что они медлят, то задерживал её». До какого времени? Об этом можно судить по названию главы в «Сахихе аль-Бухари». Она называется «Время совершения вечерней молитвы может продолжаться до середины ночи».

Мусульманин по какой-то причине забыл совершить молитву и пропустил её. Как ему следует поступить в такой ситуации?Согласно хадису, переданному Анасом бин Маликом (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве (обязательной), пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого (а Аллах Всевышний сказал): «…и совершай молитву в Мое воспоминание …» (20:14). В других хадисах об этом же говорится относительно тех, кто проспал молитву или пропустил её по небрежности.

Можно ли отложить полуденную молитву до наступления времени совершения послеполуденной, объединить закатную с вечерней?В хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах) сообщается, что иногда в Медине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершал молитвы в семь и восемь ракатов, объединяя полуденную молитву с послеполуденной, а закатную – с вечерней (Подобное объединение молитв у первых мусульман носило не постоянный, а эпизодический характер и могло быть вызвано, например, сильным дождем. Но причины, близкие к по духу к вышеописанным, могут возникнуть и в наши дни – пожары, нахождение в пути, невозможность оставить место работы и т.д.).

Что делать, если, например, не прозвенел будильник, и мусульманину пришлось пропустить молитву?Имеется хадис, в котором говорится о случае, когда своевременно не прозвучал азан. Абу Катала (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды ночью, когда мы находились в пути вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые люди стали говорить: «О Посланник Аллаха, может быть, ты отдохнешь вместе с нами остаток ночи»? В ответ он сказал: «Я боюсь, что вы пропустите молитву». Тогда Билял (муэдзин) пообещал: «Я разбужу вас», после чего все улеглись, а Билял прислонился спиной к своей верблюдице, однако его сморил сон, и он заснул. Утром пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проснувшийся, когда край солнца показался уже над горизонтом, воскликнул: «О Билял, где же обещанное тобой?!» Тот сказал: «Никогда еще не спал так крепко». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает вам, когда пожелает! О Билял, встань и призови людей к молитве!» – после чего он совершил омовение, а когда солнце уже полностью поднялось над горизонтом и засияло ярко, он встал и совершил молитву».

«Ислам минбере», 2006 г. № 11