9. Умеренность во всём – главная черта ислама

и образа жизни мусульман

Уважаемые мусульмане!

Вы уже прослушали проповеди об умеренности ислама. Я посвятил их проявлению данного принципа нашей религии при исполнении верующими обязательной ежедневной пятикратной молитвы – намаза. В последней моей проповеди говорилось о его применении в отношении времени совершения молитв. Мы говорили о том, что идеи Священного Корана и Сунны по данному вопросу полностью созвучны условиям жизнедеятельности мусульман двадцать первого века. Сегодня же мы рассмотрим, каким образом умеренность ислама проявляется при соблюдении других аспектов намаза, не менее важных для современного верующего. Как и ранее, при рассмотрении конкретных ситуаций я буду исходить из аятов Корана и хадисов Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку именно ему Всевышний Аллах доверил решение всех практических вопросов соблюдения мусульманами Своих предписаний.

Дорогие братья и сёстры!

Жизнь человека в наши дни напряжённа, полна всяких неожиданностей. И, что немаловажно, человек далеко не всегда сам задаёт ритм собственной жизни. Он нередко живет в темпе, который ему диктует действительность. Говоря об этом, я имею в виду не только ритм жизни и труда, задаваемые современным производством. Этот ритм не может постоянно зависеть от желаний человека, он не всегда соответствует потребностям верующего. Но повседневность двадцать первого века такова, что и человек, свободный от работы и выполнения конкретных служебных обязанностей, не может подчинить себе течение времени. Я, например, стоя на минбаре, часто наблюдаю следующую картину. Уже после начала пятничной проповеди или моления в мечеть забегают опоздавшие верующие. Расталкивая единоверцев, ещё не отдышавшись, они в спешке принимают молитвенную позу. Понимаю, что очень часто подобное происходит не по их вине – подводит транспорт, возникают нарушения графиков, возможны ожидание, пересадки, огромные потоки пассажиров… В сегодняшней жизни имеется множество причин, по которым верующий не только опаздывает на пятничную молитву, но и иногда даже бывает вынужден пропускать повседневные молитвы. Причин может быть очень много, и все они – разные: сильные морозы, другие природные явления, внезапное заболевание и т.п. У верующего всегда может возникнуть такая ситуация, когда он никак не может совершить молитву. Как же в описанных случаях проявляется умеренность требований ислама? Как поступали члены первой мусульманской общины, руководимой Пророком нашим Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует)?

Братья и сёстры!

Разберём конкретные ситуации из жизни первых мусульман, выход из которых с успехом может служить образцом и для современных верующих. Начну с примера, который я приводил выше: как следует вести себя мусульманину, опоздавшему на общую молитву? Один из первых мусульман рассказывал об этом следующее: «Однажды, когда мы молились вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), послышались крики людей. Закончив молиться, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)спросил у них: «Что произошло?» Они ответили: «Мы спешили на молитву». Он сказал: «Впредь не делайте так! Если вы пришли на молитву, то ведите себя тихо и совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую вы успели, а пропущенное завершите самостоятельно».

Выше я говорил о возможных природных явлениях, которые затрудняют выполнение верующими своих религиозных обязанностей. У первых мусульман таким явлением, учитывая климатические особенности Аравии, были как жаркие, так и холодные дни и ночи и сильные сезонные дожди. В хадисах мы находим немало сообщений о том, как мусульмане брали пример с Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) или с его согласия разрешали возникавшие в таких случаях трудности.

В «Сахихе аль-Бухари», в «Книге пятницы», есть специальная глава «Как следует поступить, если в пятницу будет очень жарко?». В ней, например, приводится следующий хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах): «Когда становилось очень холодно, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно начинал молитву раньше, а когда усиливалась жара, он откладывал ее, пока не становилось прохладнее». В хадисе от Абу Зарры (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Однажды, когда мы были в пути и муаззин захотел провозгласить призыв к полуденной молитве, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подожди, пока не станет прохладнее». Через некоторое время муаззин снова хотел призвать людей к молитве, он же опять сказал: «Подожди, пока не станет прохладнее», и мы ждали, пока не увидели тени холмов». О возможности отложить молитву при сильной жаре и дождаться прохлады говорится также в хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах).

«Молитесь на своих местах». Эти слова, по сообщению Абу Катада (да будет доволен им Аллах), говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) своим последователям в холодные и дождливые ночи во время путешествий.

Имеют ли приведённые выше хадисы непосредственное значение для нас, мусульман России? Думаю, что имеют. Да, очень сильная жара, затрудняющая совершение молитвы в мечетях, бывает только в некоторых регионах нашей страны, причём, довольно редко. Но всё-таки бывает. А во многих районах России возможны сильнейшие длительные морозы. И, я уверен, слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о жаре мы можем с уверенностью применить при холодах и не требовать от верующих, особенно пожилых, обязательного посещения ими мечети для совершения намаза. Что же касается дождей, то, думаю, не надо ничего разъяснять, настолько они обыденны для нас.

Уважаемые мусульмане!

Теперь поговорим о других ситуациях, которые возникают нашей в религиозной жизни. Например, мусульманин в течение длительного времени находится в поезде, а такое возможно в нашей необъятной стране. Или он прибыл по какой-то надобности в далекую от родных краёв местность, где ему предстоит пробыть не один день. Здесь у него могут возникнуть затруднения с совершением намаза. Должен ли он в таком случае читать каждую из пяти ежедневных молитв в полном объеме или же может ограничиться сокращённым? Обратимся к «Главе о сокращении молитвы» в том же «Сахихе аль-Бухари». В одном из хадисов от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел на одном месте девятнадцать дней, в течение которых он сокращал свои молитвы». Эти слова уточняются в хадисе от Йахйа бин Исхака (да будет доволен им Аллах): «Услышав слова Анаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Мы вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) двинулись из Медины в Мекку, и в течение всего времени пребывания в пути, пока мы не вернулись обратно в Медину, его молитвы состояли из двух ракатов», я спросил: «А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?» Он ответил: «Мы прожили там десять дней». Ещё одно немаловажное дополнение содержится в хадисе от Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими): «Я часто сопровождал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не видел, чтобы он совершал в пути дополнительные молитвы, а Аллах, велика слава Его, сказал: «Посланник Аллаха являет собой прекрасный пример для вас». Согласно же хадису, переданному Анасом ибн Маликом, Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Истинно, Аллах освобождает странника от половины его молений».

Я повторю мысль, уже не раз высказанную мною: Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда действовал в соответствии с указаниями Всевышнего Аллаха, аятами Священного Корана, отчасти освобождая находящихся в пути или не в родных местах от чтения намаза. В Коране сказано: «А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву…» (4:102).

Приведённые мною хадисы свидетельствуют о том, что ислам заботится о душевном покое человека. Ислам не допускает такого положения, когда верующий вынужденно мечется между обязанностью и невозможностью исполнить свой святой религиозный долг. Ислам заботится о верующем, его удобствах и согласии с самим собой, о чём говорят многие хадисы. Я ограничусь только несколькими из них. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, когда я начинаю молитву, желая проводить ее долго, и слышу плач ребенка, то облегчаю ее, не желая обременять его мать». Известно также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил общую молитву недолго, но делал это наилучшим образом. Он не только сам поступал таким образом, но и требовал этого от других. Известен хадис от Абу Масуда (да будет доволен им Аллах): «Как-то раз один человек сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, я задерживаюсь на утренней молитве лишь потому, что такой-то проводит её с нами слишком долго». Абу Масуд сказал: «И я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), наставляя кого-нибудь, гневался сильнее, чем в тот день. Потом он сказал: «Поистине, некоторые из вас внушают людям отвращение к благим делам! Пусть тот из вас, кто станет проводить молитву с людьми, сокращает, ведь есть среди молящихся слабые, старые и нуждающиеся в чём-либо!».

Дорогие братья и сёстры!

Я хотел бы упомянуть ещё три хадиса о молитве. Они, как и процитированные выше, подтверждают умеренность требований ислама, его заботу о человеке, о том, чтобы ему было комфортно в земной жизни.

Один из хадисов носит бытовой характер, а два следующих доказывают, что умеренность в совершении молитвы является для учения ислама принципиальной и постоянной. Первый хадис, переданный Ибн Умаром, гласит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вам будет подан ужин, и в это время объявят о начале молитвы, начинайте с ужина. И пусть никто из вас не спешит, пока не закончит есть». Думаю, что комментарии будут излишними. А следующий хадис, переданный Матерью верующих Айшой (да будет доволен ею Аллах), звучит так: «Как-то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошел к ней, когда находилась у неё одна женщина. Он спросил: «Кто эта женщина?» Айша ответила: «Такая-то», – и стала хвалить её за то, что она постоянно молится. Пророк же сказал: «Прекрати! Вы должны делать то, что можете, ибо Аллахом клянусь, Аллаху не наскучат ваши дела до тех пор, пока вы не заскучаете, устав от них; ведь больше всего Аллах любит такую религию, в которой исповедующий её проявляет наибольшее постоянство». Мысль, заложенная в этом хадисе, получила своё завершение в виде чётко сформулированного принципа в следующем: «Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Придерживайтесь умеренности, совершая земные поклоны (молясь)…».

Дорогие братья и сёстры!

Я много раз говорил о том, что за последние пятнадцать лет состав прихожан нашей мечети изменился. Хочу сказать об этом и сегодня. Смотря в молитвенный зал, я вижу, что в нём присутствуют мусульмане, приехавшие в Москву с Северного Кавказа и из Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, из мусульманских стран дальнего зарубежья. Знаю, что абсолютное большинство из вас приехало на чужбину в поисках работы, для того, чтобы заработать средства на содержание своих матерей и отцов, жён и детей. Понимаю и то, что посещении мечети в пятничный день даётся вам не без труда. Вам пришлось получить для этого разрешение покинуть рабочие места, лишиться некоторой части зарплаты. Вы преодолели многие километры на разных видах транспорта, потратив деньги, заработаннытрудом е. Я уверен в том, что наш Создатель знает и видит всё это. Я молю Аллаха по достоинству оценить ваши старания и наделить вас благами в этой и вечной жизни. В то же время, я понимаю: многим из вас не удаётся регулярно посещать пятничные моления, иногда вынужденно приходится пропускать их. Я искренне разделяю ваши огорчения по этому поводу. В то же время хочу заверить вас в том, что, работая во благо своих родных и близких, заботясь о том, чтобы они не терпели лишений, вы делаете самое благое дело, которое очень высоко ценится нашей религией, Всевышним Аллахом и Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) - настолько высоко, что ваш труд находится рядом с молитвой и постом. Как сказано в хадисе, содержащемся во всех достоверных сборниках, «кто трудится ради благополучия несчастных вдов и бедных, подобен тому, кто трудится ради Аллаха, кто стоит на молитве всю ночь, не смягчаясь и не отдыхая, и тому, кто постится, не прекращая того». Пусть слова Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) будут для вас утешением в случаях, когда вы вынужденно пропускаете обязательные для мусульманина молитвы с тем, чтобы затем восполнить их. А это, как известно, разрешается исламом.

Уважаемые мусульмане!

Я уже говорил об умеренности требований ислама к совершению намаза: о возможности восполнения пропущенных молитв, переносе времени их чтения, совмещении ежедневных молитв. После прослушивания сказанного мною у вас не должно сложиться мнение о том, что можно с лёгкостью относиться к намазу. Отклонения от общепринятых правил в исламе являются не нормой, а исключением. Они допускаются с целью облегчения духовной жизни верующих. Всё сказанное мною доказывает и показывает одно: ислам умерен в своих требованиях, он всегда оставляет за верующим право преодолевать возникшие трудности. Оно непосредственно вытекает из желания Аллаха облегчить жизнь мусульман (4:32). А те мусульмане, у которых есть возможность без ущерба нормальному течению своей жизни совершать намаз, обязаны делать это в соответствии с действующими в исламе правилами. Мусульманин не вправе забывать о том, что намаз – одно из важнейших требований религии к верующему, и без молитвы нет мусульманина. Хочу напомнить вам о том, что самым любимым занятием Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) была молитва. Не случайно из его уст прозвучало немало замечательных слов о молитве, которые должны быть путеводными для вас. Приведу некоторые из них: «Молитва – ключ к раю, чистосердечность – ключ к молитве»; «Между верующим и неверующими стоит молитва». А в конце проповеди о молитве напомню вам предсмертные, последние слова нашего пророка Мухаммада в земной жизни: «Молитесь! Молитесь! Молитесь!».

Дорогие мусульмане!

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». Так сказано в аяте 286 второй суры Священного Корана. На примере намаза мы убедились в том, что Его требования всегда учитывают возможности человека, конкретные условия, в которых он находится на том или ином отрезке своей жизни. Но такой подход характерен для ислама не только в отношении намаза. Мы знаем о том, что Всевышний Аллах возложил на верующего и другие обязанности, кроме намаза, из которых состоят столпы ислама – совершение хаджа, паломничества к расположенным в Мекке святыням религии, соблюдение поста в месяце Рамадан, уплату закята – обязательного налога в пользу нуждающихся мусульман. И в своих нормах по их соблюдению наша религия предъявляет к мусульманину весьма умеренные, щадящие его требования. При этом ислам учитывает также то, что даже эти умеренные требования могут оказаться непосильными для определённых категорий верующих, и допускает отклонения от общепринятых норм. Об этом мы поговорим в следующих проповедях.

«Ислам минбере», 2006 г. № 12