Уважаемые прихожане!
20 апреля 2005 года мусульмане всего мира будет отмечать «Мавлид ан-наби» – день рождения Посланника и Пророка Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). «Мавлид ан-Наби» – одна из самых знаменательных дат в истории нашей религии, с именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) связано зарождение и становление ислама, его утверждение в арабском обществе и начало распространения за пределами первого в мире мусульманского государства.
Думаю, что вы понимаете, как трудно в рассказать одной проповеди о такой масштабной личности, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Каждый его шаг, каждое его изречение достойны отдельной проповеди. Можно читать проповеди о его честности и скромности, справедливости и внимательном отношении к окружающим, умении объединять вокруг себя разных людей и доверять молодым, о том, с каким трудом он ломал устои языческого общества и внедрял новые, гуманные устои ислама. Или о том, как опыт предшествующей религиозной жизни арабов он использовал для разработки основ вероучения и культа ислама. Однако время проповеди ограничено. Мне пришлось перебрать многие темы, достойные внимания. И я решил посвятить проповедь только двум вопросам. Первый из них – невиданные в истории человечества результаты деятельности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Второй – почему ислам, религия, сформировавшаяся в первой трети седьмого века, была и остается силой, способной помочь мусульманам решать проблемы, выдвигаемые двадцать первым веком?
Начну с того, что напомню вам основные вехи жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он родился в 570 году в Мекке. Отец его умер до рождения сына. Мать умерла, когда сыну было всего шесть лет. Будущий пророк остался с дедом, а после его смерти, последовавшей в 578 году - с дядей. С ранних лет ему пришлось трудиться, чтобы не быть лишним ртом у своих родственников. О своём трудном детстве он впоследствии вспоминал просто и кратко: «Я был сиротой». Став юношей, Мухаммад прославился среди мекканцев своей кристальной честностью и доброжелательностью к людям, надёжностью во всех делах, которыми занимался. Эти качества обратили на него внимание богатой вдовы Хадиджи, которая вскоре стала его женой. Мекканцам были известны его духовные поиски, постоянные моления и стремление к уединению в поисках ответов на мучившие его религиозные вопросы.
В ночь на 27 месяца Рамадан он узнал, что избран Посланником Аллаха и призван нести людям новую религию – ислам, веру в Единого Аллаха.
А теперь задумаемся над следующими фактами. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проповедовал ислам всего лишь двадцать лет – с 610 по 632 год, до своего ухода из земной жизни. В 610 году, когда он начал проповедь ислама, мусульманская община состояла из него самого, его жены, близкого друга, одиннадцатилетнего мальчика и освобожденного раба. В год его смерти ислам стал религией значительной части Аравии, вышел за её пределы. Через тридцать лет он распространился по всему Аравийскому полуострову. Еще через шестьдесят лет ислам охватил территорию от Испании до восточной части Китая, отдельные районы Индии. Таким образом, за один век ислам превратился в мировую религию.
Текст Корана – Священного Писания ислама - приобрел окончательный вид спустя всего лишь двадцать лет после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и больше не подвергался изменениям и редактуре.
Сегодня каждый четвертый житель земного шара ежедневно обращается с молитвами к Аллаху, много раз славит Его и Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Почти треть государств мира являются мусульманскими или в них преобладают последователи ислама. Мусульманином является и каждый седьмой россиянин.
Факты эти поражают не только нас, мусульман, но и учёных и политиков Запада, которые признают и величие Пророка ислама (да благословит его Аллах и приветствует). Так, в книге американского ученого Майкла Х. Харта, изданной и на русском языке, содержатся биографии ста учёных и изобретателей, религиозных, политических и военных деятелей, философов, оказавших наиболее значительное влияние на историю человечества и современную жизнь людей. Автор - человек христианских убеждений, он не лишён неприемлемых для мусульман взглядов на ислам. Но, тем не менее, он поставил основателя ислама на первое место среди великих людей, считая его самой влиятельной личностью в истории человечества. М. Х. Харт обосновывает правомерность такой оценки тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской области. «Мухаммад, – указывает М. Х. Харт, – человек низкого социального происхождения, стал основателем одной из великих мировых религий, добившимся необычайных успехов. И сегодня влияние в мире его свершений остается необычайно мощным» (Харт М. Х. Сто великих людей. М., 1999, с. 6).
Отечественные учёные также разделяют мнение американского исследователя. При этом они сравнивают историю становления ислама и других религий. Приведу их аргументы.
Основатель буддизма – Будда (настоящее имя Сиддхартхи Гаутама) жил в VI в. до н.э. Самые ранние письменно зафиксированные источники этой религии появились через девять веков после смерти её основателя. Учение же буддизма в своих основных чертах складывалось, как минимум, в течение полутора тысяч лет (от VI в. до н.э. до начала 2-го тысячелетия н.э.).
Наиболее ранние части Ветхого завета (Библии) – Священного Писания иудаизма и христианства – были записаны в XIII в. до н.э. В целом же Ветхий завет складывался почти 1600 лет. Авторами текстов Библии являются примерно сорок человек, живших в разные времена, – пророки, учёные, государственные деятели, врачи и т.д.
Через триста лет после своего возникновения христианство стало государственной религией лишь одного государства. Через десять веков христианской не стала даже вся Европа: христианизация Скандинавии завершилась только к XIV в.
Дорогие мусульмане!
Я перехожу ко второму аспекту моей проповеди. Тем, что совершил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует),мы, мусульмане, законно гордимся. Но этого мало. Давайте задумаемся над тем, благодаря чему он добился таких результатов. Следуем ли мы в полной мере тому исламу, который он создал?
Не вызывает сомнений то, что решающее значение в успехах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)имело избрание его Посланником Аллаха. Он стал «печатью пророков» (3:40), то есть - последним из посланников Аллаха. Ему Аллах на протяжении двадцати двух лет передавал через ангела Джибрила (мир ему)наиболее полное и совершенное из Своих писаний – Священный Коран:«И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего и как прямой путь милосердия и весть радости для мусульман» (16:91). На своем трудном пути пророка ислама Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно чувствовал поддержку и внимание Творца, Его великие благодеяния (17:89).
Уважаемые мусульмане!
Подчеркну ещё раз: только благодаря Аллаху деятельность Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) стала столь успешной. Но она не будет оценена в полной мере без учёта двух существенных моментов.
Во-первых, основатель ислама был обыкновенным человеком, таким, как окружавшие его люди. Данное обстоятельство неоднократно подчёркивается в Коране – Слове Аллаха: «Скажи: «Ведь я – человек, такой как вы; мне было возвещено, что бог ваш – Бог единый. Устремляйтесь же к Нему прямо и просите у Него прощения…» (41:5); «к вам пришел посланник из вас самих» (9:128; см. также: 10:2; 7:67 и др.). Он не был чужд простым человеческим чувствам и переживаниям: любил и ненавидел, переживал за неудачи и радовался успехам, предавался унынию и учился преодолевать трудности.
Во-вторых, Священный Коран содержит общие принципы ислама, составляющие его фундамент и опору. Что же касается разработки положений, образцов, которыми должны руководствоваться верующие и мусульманское общество во все века, в меняющихся условиях, то Всевышний Аллах оставил это за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Вот почему с именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы с полным основанием связываем становление и развитие ислама как религии, завоевавшей симпатии миллионов людей разных национальностей, обладающей универсальным учением, актуальным во все времена, при разных социальных системах и условиях.
Какие же свойства, вложенные в ислам Пророком Аллаха, превратили его в такую религию, дают ему возможность решать человеческие проблемы и в двадцать первом веке? Ислам – религия, максимально учитывающая особенности и потребности человека, его психологию, слабости и силу, стремление к вечному и любовь к земному, то, что человек, будучи частью человечества, в то же время имеет пол, национальность, цвет кожи, территорию обитания. И всё вышеперечисленное находит своё отражение в учении ислама.
Ислам, отдавая предпочтение вечной, потусторонней жизни, высоко оценивает земную жизнь человека, требует от верующего ценить её как высший дар Аллаха. Попадет ли человек в Рай или Пд, определяется Создателем исходя из того, как он прожил земную жизнь. А она не сводится только к соблюдению религиозных обрядов и предписаний. Ислам учит, что при оценке деяний человека следует искать ответы на следующие вопросы: что хорошего и полезного он сделал людям? Как он относился к родителям, членам семьи и родственникам? Пользовался ли он уважением среди окружающих? Соблюдал ли он общественные нормы? Любил ли он Родину, был ли готов защищать её? Всё это требует от мусульманина активных действий, приложения усилий. Он обязан постоянно трудиться и учиться, осваивать новые знания и профессии, проявлять предприимчивость во всех делах, рассматривать стремление к успеху в земных делах как свою важную обязанность перед Творцом.
Учение ислама не является неизменным, он не отвергает изменяющихся обстоятельств жизни человека и общества. Если вы помните, моя предыдущая проповедь называлась так: «Единство ислама и многообразие жизни мусульман». В ней шла речь о том, что при вечных и неизменных основах вероучения и столпов ислама практика религиозной жизни мусульман может быть разной. Сегодня я снова рассмотрю этот момент. Во всех вопросах, стоящих за рамками основ вероучения, ислам является постоянно обновляющимся учением. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) создал его способным быстро реагировать на происходящие в реальной жизни изменения, не отвергать их сразу. При правильном подходе к новым явлениям это учение позволяет мусульманам жить, не вступая в противоречие с любой общественной действительностью, чувствовать себя всегда современными людьми. Приведу конкретные примеры.
Ближайшие сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ещё при его жизни вводили новшества в религиозную практику ислама, и он или не запрещал им, или одобрительно относился ко многим из них. Бывало и так, что сподвижники делали нечто, не предусмотренное Кораном, а также то, чего не делал сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Введение новшеств в религиозную практику продолжалось и после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Были, например, внесены изменения в социальные нормы, предусмотренные Кораном. Причём, подчеркну, изменения вносил не кто-нибудь, а один из праведных халифов – третий халиф Умар (да будет доволен им Аллах). Таким образом ещё при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) возник, а затем развивался и совершенствовался ал-иджтихад («усердствование», «большое старание», «обновление»). Иджтихад означает, что авторитетный богослов, изучив возникающие в реальной жизни новые проблемы, может дать мусульманам решение того, как к ним следует относиться с точки зрения ислама.
Предвижу резонный вопрос: чем же должны руководствоваться богословы, решая возникающие проблемы? Отвечу коротко: учением ислама и разумом. Последним должен руководствоваться и каждый мусульманин, строя свою жизнь. Как сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто им пренебрегает». Мусульманин не обязан жить так, как жили его предки или живут единоверцы в далеких странах, отвергать новое только потому, что о нём не было ничего сказано в Коране или хадисах. Действия мусульманина должны быть разумными, продуманными, соответствующими требованиям конкретных времени и общества. Именно такого подхода ожидает от мусульманина Всевышний. Разум помогает человеку правильно понять входящие в его жизнь новые явления и изменения, не допустить враждебного, непримиримого отношения к ним.
Все вышесказанное делает ислам религией, которая отвергает любые крайности. Он не подходит к жизни с позиций вечности и неизменности давно известного и утвердившегося в жизни и поведении верующих. Ислам – религия рациональная, признающая всё, что является полезным, нужным людям. Это закономерно, ибо, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте ее, возвещайте им благое, а не внушайте им отвращение».
Именно близость к человеку, учёт всех его сильных и слабых сторон стали одной из главных причин широкого распространения ислама в разных странах мира. Данным обстоятельством объясняется то, что и сегодня ислам принимают европейцы и русские.
Теперь поговорим о часто встречающемся утверждении, что «ислам распространялся огнём и мечом», то есть - насильственным путем. Приведу некоторые факты. Прошло четырнадцать веков с начала распространения ислама, но до сегодняшнего дня значительная часть арабов является христианами! Столько же времени рядом с мусульманами жили и живут иудеи, и не только в Израиле, но и в других мусульманских государствах. Неужели мусульмане, составляющие более 90% населения в исламских государствах, не могли бы, если захотели, принудить христиан и иудеев перейти в ислам? Могли бы, разумеется, но не сделали этого потому, что ислам с самого начала своего существования провозгласил принцип: «Нет в религии принуждения» и в дальнейшем строго придерживался этого принципа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал свою деятельность в Мекке с того, что заключил с иудеями и христианами знаменитый договор, получивший название «Мединской конституции» и ставший основополагающим документом во взаимоотношениях трёх религий.
Я не забываю и о том, что первоначальное распространение ислама было связано с завоеваниями арабов. Но арабы воевали не за ислам, а за новые территории, отстаивая свои экономические и политические интересы. Победу они завоёвывали благодаря своей силе и организованности, во многих случаях - путём заключения договора, а не битв. Об их терпимости к другим религиям на завоёванных территориях свидетельствует следующий факт. В Средней Азии и Казахстане после арабских завоеваний число христиан увеличилось, а не уменьшилось! Такое положение сохранялось в течение нескольких веков. Если позднее христиане стали мусульманами, то не в результате насильственных действий, как отмечают иерархи, не благодаря насилию. Ислам распространился и продолжает распространяться в странах, где вообще не ступала нога мусульманского воина. Это – Индонезия, самая крупная мусульманская страна в мире, Малайзия, многие страны Африки.
Мы вправе утверждать, что первопричиной успехов ислама стала терпимость к другим религиям и культурам, а также притягательные стороны его учения, о которых уже шла речь. Добавим к вышесказанному простоту нашей религии, возможность, данную каждому верующему - прямо общаться со своим Творцом, обращаться к Нему, делиться с Ним своими радостями и огорчениями, и тогда вам будут понятны причины успехов ислама.
Дорогие мусульмане!
В заключение хотелось бы сказать следующее. Ислам подарил арабам веру в себя, в свои силы, дал им возможность преодолеть культурную и экономическую отсталость, решить острые духовные проблемы. Распространение ислама во всем мусульманском мире сопровождалось величайшим культурным расцветом, также давшим мощный стимул культурному возрождению Европы. В этом проявилась величайшая способность ислама быть аккумулятором больших свершений, источником энергии для миллионов людей. И мы, мусульмане, живущие вXXIвеке, должны верить в себя, свои силы и возможности. А необходимую жизненную энергию мы можем неограниченно черпать в исламе - религии, данной Аллахом, созданной Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), день рождения которого мы вскоре будем отмечать.
«Ислам минбере», 2005 г. № 3