БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие мусульмане!

Вчера завершился месяц Рамадан. Наступил светлый праздник, посвященный окончанию великого поста. От имени Духовного управления мусульман Европейской части России, Совета муфтиев России поздравляю всех мусульман России, Содружества Независимых Государств с Ид-Аль-Фитром – Ураза-байрамом! Да сбудутся все наши добрые молитвы ипожелания! Да ниспошлет нам всем Аллах благополучие и покой в обоих мирах! Да ниспошлет Аллах нам и нашим семьям здоровье и счастье! Да будут благоденствие, мир и покой в нашей любимой стране – России!

Дорогие соотечественники!

Праздник мусульман, совпадает с другим важным событием в жизни всех россиян – Днём национального единства. Завтра, 4 ноября, этот день будут впервые отмечать в России. 4 ноября 1612 года в результате национально-освободительной борьбы, которую возглавили этнический татарин Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, в России было покончено с раздорами и бедствиями Смутного времени. День национального единства был провозглашён по инициативе Межрелигиозного Совета России, одним из учредителей которого является и Совет муфтиев России. Чем же руководствовался Совет муфтиев России, признавая 4 ноября Днём национального единства, праздником всех народов России и, следовательно, праздником мусульман?

Ответ на данный вопрос содержится в истории нашей страны. Законодательство Древней Руси свидетельствует о том, что в далёком прошлом существовали тесные связи, в том числе на семейно-бытовом уровне, между православными и последователями других монотеистических религий. Это не удивительно. Близкими соседями населения древнерусских государств были предки нынешних татар, в 922 году официально принявших ислам. Интенсивные контакты между тюркскими и славянскими племенами начались ещё до образования древнерусского государства. Они были вызваны тем, что тюркские племена, принявшие ислам в концеVIII– началеIXвеков, занимали историческую область Мещеры – низменной равнины в пределах нынешних Московской, Владимирской и Рязанской областей. Несколько веков православная Русь состояла в близких экономических и политических отношениях с Золотой Ордой, государственной религией которой был ислам. В серединеXVстолетия в рамках Московии существовало вполне самостоятельное мусульманское Касимовское ханство. Со временем Казанское, Астраханское и Ногайское, Сибирские ханства, а также башкирские земли вошли в состав Российского государства, а их население сыграло важную роль в становлении российской государственности. Мусульмане активно вливались в общероссийскую жизнь, исторически становились частью российской цивилизации, оказывая, в свою очередь, заметное воздействие на ее развитие. И поэтому в 1612 году мусульмане вместе с православными и людьми других вероисповеданий объединились для спасения своей Родины и защиты российской государственности. «Это было, – как отметил на днях Президент нашего государства, – подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны».

Для мусульман, воспитанных на учении Корана, были священными понятия «родная земля», «родина предков», каковой для них являлась Россия. Они всегда руководствовались учением ислама, согласно которому защита Родины является частью веры. Вот почему мусульманское население воспринимало близко к сердцу события Смутного времени, вместе с другими народами приняло активное участие в ополчении. И было вполне естественным, что среди ополченцев, двинувшихся в Москву из Нижнего Новгорода, оказалось немало татар-мусульман. Признанием заслуг мусульман в освобождении России от иноземного ига стал следующий факт. В утвержденной Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Федоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман высказавшихся за возрождение Российского государства.

Мусульмане и после 1612 года многократно доказывали свою верность Отечеству, честно служили интересам России, доблестно защищали свою Родину.

Дорогие мои соотечественники!

Я не случайно отвёл истории России столь значительное место в своей проповеди. Данное обстоятельство продиктовано заботой о сохранении единства нашей многонациональной и поликонфессиональной страны. К сожалению, сегодня появились политические деятели и партии, игнорирующие вышеупомянутый факт. Напомню им ещё раз, что Россия изначально являлась многонациональным государством. Уже к моменту своего зарождения древнерусское государство объединяло в своём составе более 20 различных народов, и это стало моделью развития России на будущие времена. Неодинаковыми путями и в разные периоды в состав России вошло почти две сотни больших и малых по численности народов, являющихся последователями многих религий. Все они живут на своих исконных исторических территориях и законно считают Россию своей Родиной. В последние годы в России стали проживать представители и многих других народов бывшего Советского Союза, которые также имеют многовековые связи с Россией. Осознает ли наше общество данный фактор? Как будто бы у нас нет оснований сомневаться в этом. Глава нашего государства Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал значение единства народов страны, понимая, что сохранение межнационального и межрелигиозного мира является основой развития России. Он не устает повторять, что любая попытка разрушить этот мир является прямой угрозой для суверенитета и безопасности страны. Действующее законодательство предоставляет более чем достаточные возможности для пресечения проявлений национализма, шовинизма и ксенофобии. Но применяется ли это законодательство на практике, и если это так, то насколько успешно и результативно?

Могу сказать следующее: Совет муфтиев России очень обеспокоен участившимися случаями проявления отрицательного отношения к мусульманам и к исламу. При этом я имею в виду также террористов и экстремистов, действующих под флагом ислама, помню о Беслане и Нальчике. Уже то, что враждебные нашему обществу силы прикрывают свои злодеяния исламом, является серьёзным упреком в сторону мусульманских деятелей. Нам следует уделять гораздо больше внимания, прикладывать сил и средств для исламского просвещения молодёжи, доносить до всех верующих истинные ценности нашей религии, предпринимать все меры для того, чтобы подрастающее поколение не попадало под влияние экстремистов и террористов.

Но я должен заметить и следующее: все вдумчивые и серьезные политики и исследователи убеждены в том, что экстремизм и терроризм не имеет никакого отношения к исламу. Разве ислам призывает к экстремизму и терроризму? Как можно называть террористов и самоубийц священным термином «шахид»? Как известно, ислам считает право человека на жизнь священным, а убийство человека – неверием. В Коране убийство одного человека называется равносильным убийству всего человечества. Разве можно называть верующими мусульманами людей, которые убивают детей и стариков, совершают свои злодеяния в священный месяц Рамадан, оскверняют Коран, нарушают все заветы Аллаха?

Мною уже многократно говорилось о том, что корни экстремизма и терроризма основаны на нерешённых социально-экономических проблемах, безработице и коррупции, произволе местных чиновников. Если же люли, недовольные сложившейся ситуацией, выступают под религиозными флагами, то не следует ли искать причины такого явления в социально-политической истории мусульман, а не в якобы «политическом характере ислама»? Искать в истории, в которой не было буржуазно-демократических революций, общественных движений, политических партий, которая, в итоге, даёт о себе знать в реальной жизни остатками феодализма! В истории, которая ещё не научила мусульман бороться за свои экономические и политические цели вне религиозных формулировок и лозунгов, на современном уровне социально-политического развития мусульманских народов, благодаря чему любая форма протеста будет так или иначе связана с поисками религиозного обоснования, поскольку единственно доступной идеологией для мусульман была и остаётся религия – ислам!

Дорогие соотечественники!

Сохранение и укрепление единства России невозможно без учёта следующего обстоятельства: мусульмане составляют значительную часть коренного населения нашей страны. При складывающейся демографической и миграционной ситуации их роль в жизни общества возрастает. Если до недавнего прошлого подавляющее большинство мусульман проживало на своих исторически сложившихся территориях, то теперь они обитают во всех без исключения регионах России. В такой ситуации общество должно быть заинтересованным в формировании уважительного отношения к мусульманам у русского и других народов страны, в том, чтобы мусульманам было удобно и комфортно жить и работать в России. А формирование у всего населения страны правильных представлений об исламе и образе жизни мусульман, развитие их диалога со «старожилами» разных регионов должно стать делом государственной важности. Но у меня складывается впечатление о том, что в нашей стране действуют силы, стремящиеся вбить клин между мусульманами и православными, а также последователями других религий. Чем же ещё можно объяснить то обстоятельство, что за последнее время становится всё больше и больше лозунгов «Россия для русских!»? Чем можно объяснить тот факт, что средства массовой информации предоставляют возможность отдельным деятелям распространять свои откровенно ксенофобские идеи? Чем, если не откровенным желанием посеять межнациональную рознь, можно объяснить то, что на центральной площади Москвы накануне Дня национального единства с участием депутатов Государственной Думы России и Московской городской Думы проводятся театрализованные акции, откровенно разжигающие межнациональную рознь, неприязнь к мусульманам-мигрантам? Чем объяснить, что из-за гонений на религиозной почве сотни мусульман обращаются с просьбой разрешить им выехать за пределы России? Чем объяснить то обстоятельство, что мусульмане в течение многих лет не могут офциально зарегистрировать свою общину, а православный священник собирает в церкви подписи против открытия мечети?

К сожалению, у мусульман нашей страны, у мусульман-мигрантов накопилось немало подобных вопросов. Их разрешению во многом мешает отсутствие внятной государственной политики по отношению к исламу и мусульманским организациям, властных структур, способных и готовых взять на себя разрешение проблем мусульман и их религиозных организаций. От имени Совета муфтиев России я выражаю надежду на то, что мы в скором времени увидим реальные действия, направленные на помощь мусульманам в решении их проблем.

«Ислам минбере», 2005 г. № 11