Ассаляму алейкум ва рахматуллахи вабаракатух!

Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!

Дорогие братья и сёстры, единоверцы!

Дорогие сограждане - россияне!

Сегодня мусульмане отмечают большой исламский праздник. По-арабски он называется «Ид-аль-Адха», что означает «праздник жертвоприношения». Среди многих мусульманских народов России он известен и как «Курбан-байрам», «Курбан-аид». Праздник приурочен к окончанию хаджа – массового паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни ислама.

Вчера более двух миллионов мусульман, прибывших со всех концов земного шара в Мекку, завершили хадж.

Совершая хадж, мусульмане обращаются к истокам своей религии. Возникновение хаджа и связанных с ним обрядов поклонения имеет глубочайшую связь с возникновением веры в Единого Бога. Подобная вера, как известно, характерна не только для ислама, но и для иудаизма и христианства. В Коране об этом сказано: «И ваш Бог, и наш Бог един. Да, только вера разная», «Для вас ваша религия, а у меня своя (моя) религия».

Уважаемые соотечественники!

В Священном Коране – Слове Аллаха – речь идёт о том, что иудеи, христиане и мусульмане не поклоняются разным, своим Богам, а поклоняются Единому, общему для всех Богу.

(Муфтий рассказывает верующим историю возникновения хаджа, связанную с пророком Ибрахимом).

За отдельными исключениями, история принесения в жертву Ибрахимом своего сына Исмаила во многом совладает с библейской историей. Ибрахим – это Авраам, Сара – это Сарра, Исмаил – это Измаил, Хаджар – это Агарь. В Коране речь идет о жертвоприношении Ибрахимом Исмаила, а в Торе – о жертвоприношении Авраамом Исаака. Много общего и в причинах, по которым пророки изъявляют готовность во имя Бога пожертвовать собственным сыном, поведении Исмаила-Исаака, замене по велению Бога человеческого жертвоприношения овечкой. В этом мы видим совпадение коранической истории с библейской.

Заканчивая рассказ о пророке Ибрахиме-Аврааме, приведу следующую немаловажную деталь. В Торе пророк Авраам молится за арабов, и Бог отвечает ему: «И о Измаиле Я услышал тебя; вот Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ»(20:15–17).Тем самым, как отмечал выдающийся русский философ Владимир Соловьев, ислам представляет собой таинственный ответ на молитву Авраама. Не случайно три религии – иудаизм, христианство и ислам – принято называть авраамическими религиями, то есть, ведущими начало от пророка Авраама-Ибрахима (мир ему).

Уважаемые россияне!

Арабов и евреев, ислам и иудаизм связывает прямое родство с Авраамом – Ибрахимом. Упомянутые народы являются детьми двух братьев. Не менее значимая близость существует между исламом и христианством, Мусульмане верят в пришествие Христа – Исы (мир ему), признают сверхъестественную природу Христа ипридают ему исключительное значение. Мусульмане с особым почтением произносят и имя Марии, матери Иисуса-Исы (мир ему). Ее имя упоминается в Коране 34 раза в 12 сурах. К тому же одна из сур полностью посвящена Марии и носит ее имя – «Марьям». Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл Марию в числе четырех самых совершенных и почитаемых мусульманами женщин.

Подчеркну и другой момент. Для мусульман дружба с христианами является постоянной величиной, предписанной Священным Кораном: «Ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорили: «Мы – христиане! Это – потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся» (5:82). Эти слова, как известно, являются для рпиверженцев ислама Словом Божьим, что возлагает на каждого из мусульман личную ответственность за сохранение дружбы, предписанной Всевышним Аллахом.

Об общих чертах, связывающих ислам, иудаизм и христианство, можно говорить очень долго. Отмечу лишь два момента. Иудеи и христиане, по Корану, без сомнения, являются верующими в Бога, Единого Творца. Поэтому применение слова «кафир-гяур – неверующий» по отношению к ним, встречающееся в научной и популярной литературе, является неправильным. Им были ниспосланы Священные писания, в истинность ниспослания которых мусульмане обязаны верить. Всевышний Аллах учит нас, мусульман, не препираться с последователями упомянутых выше религий, а лишь соревноваться с ними в совершении благих дел. В отношениях с последователями иудаизма и христианства Аллах требует от мусульман руководствоваться следующим принципом: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и ваш Бог един, и мы Ему предаемся» (29:45). По Корану, мусульманам, иудеям и христианам проповедовали веру в Единого Бога одни и те же пророки, и поэтому мусульмане почитают и общих для трёх религий пророков. Кроме того, мы должны постоянно помнить о том, что эти религии имеют много сходных аспектов в своем вероучении, нравственных ценностях - таких, как доброта и благожелательность, терпение и смирение.

Дорогие россияне!

Родиной ислама, иудаизма и христианства является один географический регион – Аравийский полуостров. Первыми последователями Единобожия стали обитатели этого полуострова – предки современных арабов и евреев. В далёком прошлом был период, когда прародители народов полуострова ещё не были разделены по языку и религии. Именно религиозные представления древности составили основу иудаизма, христианства и ислама. Предки арабов и евреев задолго до появления иудаизма, христианства и ислама поклонялисьБогу, который звучит на иврите – еврейском языке какЭлоах,а по-арабскиИлах, Аллах.Так Его называют и в Торе, и в Коране. Не случайно и то, что Бог(Элоах, Аллах)и по Библии, и по КорануРахман(Всемилостивый) иРахим(Милосердный).

Дорогие соотечественники!

Говоря об общих чертах наших религий, я не забываю и о наличии принципиальных, фундаментальных различий между Библией и Кораном в важнейших концепциях. Но являются ли эти несовпадения поводом для того, чтобы мы не замечали общего, объединяющего верующих? Думаю, что это не так. Речь, естественно, не должна идти об отказе от собственного понимания веры представителями каждой из трёх религий. Безусловно, каждый из нас обязан сохранять собственное понимание веры. Но это не должно мешать нам с уважением относиться к верованию другого. У нас много оснований для того, чтобы чувствовать себя едиными, жить в дружбе и согласии, взаимном доверии. Мы - мусульмане, иудеи и христиане - не только поклоняемся одному Богу, но и являемся детьми общей для нас страны – России. У нас богатая история многовековых добрососедских, уважительных отношений, взаимовлияния наших культур. Мы всегда вместе работали во благо нашей страны, защищали свою Родину. Данное обстоятельство хочется особо подчеркнуть в год, когда мы будем отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Победы, которую последователи всех религий одержали общими усилиями. Мы законно гордимся тем, что многовековая совместная история православных и мусульман не была омрачена войнами, носящими межрелигиозный характер. Между российскими мусульманами и иудеями никогда не было и нет территориальных споров, противостояния наподобие арабо-израильского. Всё вышеперечисленное делает историю нашей дружбы непоколебимой. И в нынешнее, переломное время, решающее для судеб нашей страны, мы призваны быть вместе. У нас общие интересы, задачи и цели, мы одинаково заинтересованы в том, чтобы Россия была сильной экономически, независимой политически, влиятельной страной. А это возможно лишь при условии постоянного сохранения и упрочения единства и дружбы наших народов.

Уважаемые россияне!

С удовлетворением отмечу, что необходимость тесного сотрудничества последователей трёх религий во имя Родины чётко осознается лидерами ислама, иудаизма и православия, объединёнными Межрелигиозным советом России. Мы должны быть едиными во всём, что касается защиты интересов наших сограждан, обеспечения их счастливой и мирной жизни. Мы должны быть едиными перед возможными природными катаклизмами, силу которых продемонстрировала недавняя трагедия в Юго-Восточной Азии, унеся 226 тысяч человеческих жизней. Я уже отметил, что у руководителей традиционных религий России нет сомнений в необходимости подобного единства. Дело встает за тем, чтобы этим активно занялись и местные религиозные объединения. Служителям наших религий и верующим необходимо часто встречаться и проповедовать мир и согласие между людьми, рассказывать им об общих истоках и ценностях трёх религий. Наш долг – противостоять силам, которые хотят использовать религию в целях экстремизма, антисемитизма и исламофобии, борьбы против тех, кто пытается противопоставить верующих разных религий, сеять зло, раздор и ненависть в обществе. Мы должны объединить наши усилия для социальной защиты тех слоёв населения, которые в этом нуждаются. Уверен, что в реализации таких благородных задач будет иметь большое значение координация наших усилий, акцент в религиозном образовании на то, что объединяет наши религии, совместный поиск общей гармонии и согласия в трёх священных писаниях – Торе, Евангелии и Коране. Было бы полезно в интересах общества отразить общие аспекты трёх религий в учебниках для государственных школ и вузов. Надеемся, что об этом во весь голос заговорят заинтересованные в укреплении России средства массовой информации. Я просил бы также научные учреждения, учёных, работающих в вузах, уделять внимание общим моментам, связывающим иудаизм, христианство и ислам.

Дорогие братья и сёстры!

В заключение своей проповеди я хочу поздравить мусульман с главным праздником нашей религии – ислама. Я желаю каждому своему единоверцу мира и благополучия, исполнения надежд и чаяний. Да будет над всеми вами милость Аллаха и Его благоволение! А всем россиянам сегодняшний праздник пусть напомнит о глубинных истоках ислама, иудаизма и христианства. Давайте будем помнить о том, что пророк Ибрахим – Авраам (мир ему) покоится в мусульманской мечети. Давайте не забывать о том, что в высоко чтимом последователями трёх религий Иерусалиме святыня ислама Аль-Акса и Храм иудеев находятся в 150 метрах друг от друга, а в 350 метрах от них расположен храм Гроба Господня. Давайте постоянно будем помнить о том, что мы все поклоняемся Одному Богу – Аллаху. И пусть всё вышеперечисленное служит единению граждан России – мусульман, иудеев и христиан, процветанию нашей любимой Родины.

«Ислам минбере», 2005 г. № 1