Дорогие мусульмане!
Содержание каждой проповеди я обозначаю точно передающим её суть аятом Священного Корана или хадисом Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). На этот раз я нарушил данное правило и обозначил тему своими словами: «О равноправии мужчин и женщин в исламе». Почему? Ответ будет кратким: Священный Коран и Сунна содержат очень много аятов и хадисов на эту тему, и только их цитированием можно было бы заполнить время, отводимое на проповедь.
Выбор данной темы не случаен. Она важна хотя бы потому, что женщины составляют половину от всего числа мусульман. Женщины занимают большое место в жизни каждого из нас и в обществе. Они – наши матери, жёны, дочери, коллеги. От женщин в полной мере зависит наше семейное и общественное благополучие, покой и счастье в этой жизни. Женщины – наша опора во всех без исключения земных делах. Они создают нам уют, ждут нас дома в Москве или вдали от столицы. Во многом именно от женщин зависит воспитание наших детей в духе ислама.
Поэтому я думаю, что каждому из нас будет полезно вспомнить заповеди нашей религии, относящиеся к женщине. К сожалению, нам нередко приходится встречаться с недопониманием этих заповедей. Случается так, что отдельные положения Шариата о женщине, сформулированные многие века тому назад, в наши дни понимаются мусульманами буквально. При этом забывается следующая важная особенность: Шариат позволяет отказываться от устаревших и вводить новые нормы, которые должны соответствовать изменившимся условиям жизни верующих. Именно так поступают в мусульманских странах дальнего зарубежья. Подчеркну и такой момент, что проповедь не посвящается положению женщин в наши дни. Мне, хотя бы очень коротко, хочется ответить тем учёным и журналистам, которые продолжают твердить о негативном отношении ислама к женщине. Поэтому я ограничусь только одним примером. «Не доверять женщине, особенно молодой, – пишет московская газета, – для ислама норма и традиция. Ее место за глубоким забором, у вечно раскаленной печи для выпечки хлеба, среди кучи детей, возле скотины, под рукой всевидящей свекрови. Выходя замуж, мусульманка практически отрекается от личной жизни и поступает в полное распоряжение мужа и его семьи. Многоженство по Корану не порок, а «гордость ислама». Лучшим украшением мусульманки является молчаливость». Сказано хлёстко, безапелляционно, но абсолютно неверно, без знания ислама, образа жизни мусульман и их менталитета. И таких утверждений, повторяю, можно отыскать очень много. И я не могу оставить их в стороне, поскольку рассматриваю данную проблему. Поэтому прошу заранее извинить меня за исторические экскурсы и сравнения. А так как тема очень обширная, придется читать по ней не одну, а две проповеди.
Уважаемые мусульмане!
Каждый, кто хотя бы немного знаком с историей становления ислама, наверняка обратил внимание на следующий факт. Среди первых приверженцев ислама, членов мекканской общины, было немало женщин. Прежде всего, разумеется, следует вспомнить Мать верующих Хадиджу (да будет доволен ею Аллах) – жену Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая первой поверила в посланническую миссию своего мужа, стала первой мусульманкой. Она была рядом с ним в самые трудные годы его жизни. На её долю пришлись те годы жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) когда он, не признанный родичами и мекканцами, подвергался постоянным преследованиям и оскорблениям, нуждался в материальной и моральной поддержке. Хадиджа поддерживала и ободряла его, тратила на нужды мусульман свои немалые средства. Она не стала свидетелем торжества ислама, но её вклад в дело нашей религии очень велик.
Первым мусульманкам наравне с мужчинами пришлось выдержать небывалые притеснения, тяготы, связанные с утверждением в арабском обществе веры в Аллаха. Их постоянно подвергали унижениям и оскорблениям. Так, подверглась истязаниям со стороны язычников Самийя – мать Аммара, ставшего позже одним из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Зиннира, женщина-рабыня, лишилась зрения от жестокого обращения с нею. Но никакие преграды не останавливали женщин. Они становились мусульманками, наравне с мужчинами принимая присягу верности исламу и Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). О присягах, которые давали женщины, особо говорится в 60-й суре Корана, озаглавленной «Испытуемая». Часть женщин-мусульманок вместе с малолетними детьми в 615 году вынужденно эмигрировали в Эфиопию. Женщины вместе со своими мужьями и детьми совершили хиджри – переселились в 622 году из Мекки в Медину, бросив дома и близких людей. Они были рядом со своими мужьями во всех битвах с язычниками, которые не хотели допускать распространения ислама. Женщин мы также видим среди тех, кто вёл записи аятов Священного Корана и знал многие из них наизусть. После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) многие мусульманки вошли в число известных передатчиков достоверных хадисов, способствуя становлению различных аспектов учения ислама.
Дорогие мусульмане!
Чем же объясняется столь активная приверженность женщин исламу, Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)? Что привлекало в исламе женщин-язычниц, которые были знакомы также с иудаизмом и христианством? Что привносил ислам в их положение в семье и обществе? Отвечу для начала коротко: ислам обеспечил подлинное равноправие между мужчинами и женщинами, резко поднял статус женщины в семье и общественной жизни. Именно этим объясняется преданность женщин исламу. Понимаю, что данное утверждение требует разъяснений и доказательств. Приведу конкретные аргументы.
Как известно, всё познается в сравнении. До возникновения ислама как на Востоке, так и на Западе, общество было «мужским». Все без исключения роли в государстве играли только мужчины, а женщина считалась существом более низкого порядка, чем они. Ей отводилась единственная не меняющаяся роль – терпеливо подчиняться сначала отцу, затем мужу, рожать детей для поддержания рода своего мужа или для укрепления государственных вооруженных сил, заботиться о доме, удобстве своего супруга. Повсюду их держали на женских половинах,куда был воспрёщен доступ постороннему. Подчеркну следующее: эти порядки были приняты не только на Востоке, но и на Западе. Такой уклад был идеалом древних греков, воспетым в произведениях Гомера, Ксенофонта и Аристотеля. Таким же был и идеал древних римлян.
Теперь коротко поговорим о том, как жилось женщине-язычнице в Мекке и Медине, а также в других местах, населённых арабами. Постоянные войны между родами и племенами уносили жизни многих мужчин. Среди мужчин были распространено пьянство, употребление опьяняющих трав, азартные игры. Мужчина мог иметь любое количество жен, легко разводился с ними и не нёс никакой ответственности за судьбы бывшей жены и потомства. От этого, разумеется, страдала женщина, вынужденная брать на себя заботу о семье и детях. Женщина считалась существом, уступающим мужчине не только по своим физическим, но и умственным способностям. Поэтому её мнение не принималось в расчет при решении семейных и общественных дел. Проявление мужчиной любви и ласки к женщине считалось позорным. Новорождённых девочек нередко обрекали на смерть путём удушения или даже закапывали их живьем в песок.
Ислам же уравнял в правах мужчин и женщин.
Уважаемые мусульмане!
Мужчин и женщин уравнял в правах Всевышний Аллах, о чём свидетельствуют Его слова, содержащиеся в Священном Коране. В качестве доказательства приведу только один аят: «Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие и верующия, обратившиеся и обратившияся, дающие и дающия милостыню, постящиеся и постящияся, хранящие свое целомудрие и хранящия, поминающие и поминающия Аллаха много – поистине, уготовал им Аллах прощение и великую награду!» (сура 33, аят 35; далее 33:35). Обратите внимание на следующий момент: Всевышний Аллах не говорит о мусульманах вообще, а подчёркивает, что они состоят из мужчин и женщин. Аллах оценивает по отдельности выполнение каждым из них общих религиозных обязанностей, воздает им за это также по отдельности. Таким образом, равенство мужчин и женщин в исламе основано на их равенстве перед Аллахом. А равенство их во всех областях жизни было заложено Аллахом при творении человека.
В Священном Коране мы читаем следующее: «Он сотворил вас из единой души, потом сделал из нее пару ей…» (39:8). Первый человек – Адам – был «…каплей из семени источаемого». Потом он «стал сгустком, и сотворил Он его и устроил, и сделал из него пару: мужчину и женщину» (75:36–38). И к мужчине, и к женщине относятся и слова Всевышнего Аллаха о том, что Он создал людей Своими «наместниками на земле» (6:165: см. также 2:28).
Адам и Хава после их сотворения были помещены Всевышним Аллахом в Раю с наказом - не питаться плодами запретного дерева. Однако они, соблазнённые Шайтаном, нарушили этот запрет и были изгнаны из Рая. В одном из аятов говорится о том, что Шайтан соблазнил Адама (20:118). Однако Хава тоже несла ответственность за это наравне с мужем, вместе с ним молила Аллаха об отпущении греха и Его милости (7:23). Таким образом, ислам, в отличие от других единобожных религий, не считает Хаву причиной изгнания первых людей из Рая, не делает из этого тяжкие для человечества выводы. По Корану, Господь простил их и «повел прямым путем» (2:120). При этом Аллах сказал: «Низвергнитесь из рая вместе… А если придет к вам от Меня руководство – то, кто последует за Моим руководством, тот не собьется и не будет несчастным!» (20:121–122).
Священная история ислама доказывает, что женщина всегда находилась рядом с мужчиной на трудном пути к познанию Единого Бога, сыграла немалую роль в распространении Единобожия. Приведу лишь некоторые примеры, о которых повествует Коран. Супруга пророка Ибрахима (мир ему) беседовала с ангелами (11:72–74). Мать пророка Исмаила (мир ему) верит в Аллаха и, подчиняясь Его воле, соглашается жить с малым ребенком в суровом и почти безводном месте (14:40), где удостаивается благословенной Господом влаги. Большую роль в жизни пророка Мусы (мир ему) сыграли его сестра, супруга фараона, кормилица и две дочери мадинитского шейха (28:2 и далее). В Коране содержится рассказ Господа о царице Савской, которая была неверной, но путем размышлений пришла к признанию Аллаха, Господа миров (27:45). Встречаясь с пророком и царем Сулайманом (мир ему), она не только не подчиняется и не подражает ему, но и самостоятельно, исходя из собственного внутреннего убеждения, произносит речи, поразившие его. Изумительные аяты Корана посвящены Марьям (мир ей) – матери пророка Исы (мир ему).
Эти и другие слова из Священного Корана, о которых речь пойдёт ниже, воодушевляли арабок, и они осознанно становились мусульманками. И как им было не воодушевиться, если эти священные слова ниспосылались Всевышним Аллахом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), которого они знали и бесконечно уважали.ъ
Уважаемые мусульмане!
Женщин в ислам не могли не привлекать и те положительные изменения в их собственной жизни.
В чём же женщины почувствовали своё равенство с мужчинами буквально с первых дней существования мусульманской общины? В возможности быть полноправными членами этой общины, наравне с мужчинами участвовать во всех сторонах её жизни, в первую очередь духовной. Всевышний Аллах оказал женщинам великую милость, предоставив им возможность без посредничества мужчины – служителя религии - общаться с Собой. Отмечу, что отдельные религии, исповедующие Единого Бога, пришли к этому только в двадцатом столетии, а некоторые не пришли до сих пор.
Так, женщины с первых дней существования ислама принимали участие в общих богослужениях наравне с мужчинами. Их мужьям и братьям, недавним язычникам, данное обстоятельство казалось невиданной дерзостью –в недавнем прошлом женщина не смела принимать участия в общих молениях вместе с мужчинами! И последние, естественно, сопротивлялись такому новшеству. В подобных случаях им на помощь приходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Об этом мы можем узнать из достоверных хадисов. Приведу только два из них. Жена Умара (мир ему), одного из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и в будущем одного из праведных халифов, всегда присутствовала на утренних и вечерних молениях. Однажды ее спросили: «Почему ты выходишь из дома, ведь ты должна знать, что Умару это не нравится и он испытывает ревность»? Она сказала: «А что мешает Умару запретить мне это»? Спросили Умара, и он ответил: «Мне мешают слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Не мешайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха». А другой хадис звучит так: «Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Женщины поднимались со своих мест, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заканчивал произносить слова «Мир вам и милость Аллаха»; он же задерживался на короткое время на своем месте, прежде чем встать. Ибн Шихаб сказал: «И я думаю, что Аллах знает лучше, что он задерживался, чтобы женщины могли уйти из мечети, не сталкиваясь с мужчинами, которые закончили молиться». Известен и такой пример. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ведя богослужение и услышав плач ребенка, быстро закончил службу. Потом он объяснил, что он представил, как мать огорчена плачем ребенка, и потому быстро закончил службу, чтобы мать могла подойти к ребенку и успокоить его.
Традиции непосредственного участия женщин в религиозной и общественной жизни, основанные на Коране и хадисах, сохранялись в мусульманских странах и сотни лет спустя после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). История сохранила для нас сведения о женщинах, которые в десятом веке, почти через 400 лет после возникновения ислама, выступали с проповедями, являлись богословами – преподавателями известных медресе, лекции которых усердно слушали. Женщины претендовали на должности писаря и сборщика податей, а отдельные правоведы считали, что они способны отправлять судейскую должность.
Позднее во многих мусульманских странах женщины перестали принимать участие в общих богослужениях. Но значит ли это, что они не имели возможности без участия мужчины-имама общаться с Аллахом? Разумеется, нет. Согласно традициям ислама, женщины могут вести полноценную религиозную жизнь в домашних условиях под руководством сестёр по вере, знающих ислам. А таких женщин среди мусульманок было много, поскольку девочек обучали в школах наравне с мальчиками. Действовали женские медресе – духовные учебные заведения. Некоторые из женщин – знатоков ислама – занимали видные места в мусульманском сообществе. Так, Мухлиса Буби (Мухлиса Нигматуллина) из Татарстана не только сама получила образование в медресе, но и создала медресе для девушек. В 1917 году она была избрана членом президиума Центрального Духовного управления мусульман – казыем, выступала с богословскими статьями. В течение долгих лет членом президиума Духовного управления мусульман Европейской части России, руководителем одного из важных его департаментов была Ясира-ханум Бедретдинова, ныне покойная.
И сегодня во многих мечетях России женщины участвуют в богослужениях в мечетях. Женщин мы видим среди руководителей религиозных общин. Они составляют большую часть преподавателей в религиозных школах. В дальнейшем их будет еще больше, поскольку в высших и средних мусульманских учебных заведениях учится немало девушек. За последние годы женщины стали посещать мечети и в других регионах России.
Дорогие мусульмане!
Равноправие женщин и мужчин в исламе, разумеется, не ограничивается их равноценностью в духовной жизни. Оно охватывает все области семейной и общественной жизни. Об этом речь пойдёт в следующей части моей проповеди.
«Ислам минбере», 2005 г. № 6