Многоуважаемые мусульмане!

По определению Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), вера состоит более чем из шестидесяти частей. Да, для того, чтобы считать себя мусульманином, недостаточно признать основы ислама и соблюдать его столпы. Ислам возлагает на верующего гораздо большее количество обязанностей и предъявляет к нему большее количество требований. Все они конкретизированы в Священном Коране и Сунне. Ряд обязанностей и требований непосредственно связан с исполнением мусульманином религиозных обязанностей. Значительная же их часть связана с нравственными нормами и характеристиками, которыми человек должен руководствоваться в земной жизни. Речь идёт о таких человеческих ценностях и качествах, как справедливость и деликатность, стыдливость и совестливость, гуманизм и великодушие, терпение и терпимость, трудолюбие и усердие во всех делах, бережливость и предприимчивость, забота о стариках и сиротах, стремление к знаниям и овладению профессиями, воздержанность и чистота тела.

Сегодня речь пойдет об одном из вышеперечисленных качеств, определённых Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «Хуббуль ватан миналь иман» – «Любовь к Родине – от веры». Вы, разумеется, понимаете, что тема моей проповеди была выбрана не случайно. Приближается 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Победы, в которую внесли свой достойный вклад и все мусульманские народы бывшего Советского Союза, нынешней России, которую приближали, как могли, и немногочисленные участники этой войны, которые сейчас находятся среди нас, наши родители, бабушки и дедушки. Победы, ради которой отдал свою жизнь и мой дедушка, погибший в боях за Сталинград и похороненный там в братской могиле. И в эти дни, предшествующие великому празднику, мы, внуки и правнуки победителей, выражаем благодарность старшим поколениям. Это не только праздник, но и повод для размышлений о том, что помогло нашему народу выдержать натиск страшного врага, горечь поражений и немыслимых потерь и, в итоге, одержать победу воистину всемирно-исторического значения. Мы не должны забывать о том, как вера помогла мусульманам выстоять перед трудностями и лишениями военного лихолетья, встать грудью на защиту Родины, о роли мусульманских организаций, служителей ислама в достижении Победы. И, конечно же, у нас есть повод для того, чтобы мы, поколение людей, пользующихся плодами Победы, ещё раз вспомнили о своём долге перед участниками Великой Отечественной войны за всё, что они совершили для нас, своих потомков.

Уважаемые мусульмане!

О планах Гитлера, начавшего войну против нашей страны, написано и сказано много. Я обращу ваше внимание только на одну деталь. Гитлер и те, кто его окружал, исходили из того, что сразу же после начала войны против Советского Союза мусульманские народы страны откажутся воевать на стороне Советов, не станут снабжать Красную армию необходимыми вещами, восстанут против местных органов власти. Мусульмане-воины, как считали фашисты, сразу начнут переходить на их сторону. Фашистская Германия для обеспечения вышеупомянутой цели содержала большой пропагандистский аппарат, издавала газеты на многих языках мусульманских народов нашей страны.

Гитлер и его окружение исходили из того, что у мусульман имеются все основания быть недовольными Советской властью, восстать против неё, желать её поражения. После Октябрьской революции, как известно, начались гонения на ислам, на всё, что было связано с религией. Было закрыто 99 % мечетей, все религиозные школы и духовные учебные заведения, национализирована собственность мусульманских организаций. Отдельные мечети были превращены в казармы для солдат, предпринимались попытки насильственно снимать с женщин хиджаб. Была физически уничтожена значительная часть мусульманских имамов и богословов, а оставшиеся в живых находились в тюрьмах. В жизнь мусульманских народов насильственно внедрялись правила и порядки, чуждые исламу и мусульманским ценностям.

Но фашистские пропагандисты жестоко просчитались прежде всего потому, что они совершенно не знали мировоззрения мусульман, их отношения к своей Родине, вере, последователям других религий. Не учли они и того, что Советская власть с началом войны стала иначе относиться крелигии. Остановлюсь вкратце на всем этом.

Ислам учит нас повиноваться обладателям власти (Священный Коран, сура 4, аят 59), слушаться справедливого правителя и терпеть несправедливого. Непослушание власти может быть разрешено, если она приказывает совершить грех. Когда речь идёт о религии, на первый план выходит не власть, а сам верующий. Правитель и власти могут вытеснить религию из сферы общественной жизни, но не могут заставить каждого человека отойти от веры в Аллаха. Они не могут принудить верующего отказаться от одобряемого религией и исполнять запрещённое ею в своей личной жизни и в жизни его семьи. Советской властиудалось закрыть мечети и уничтожить имамов, применив силу, но не удалось запретить ислам, веру мусульман. Остались в живых миллионы мусульман, которые, несмотря на все запреты, сохранили веру отцов и продолжали жить и думать так, как подобает мусульманину. И властям было известно об этом.

Важно учесть и следующий момент, важнейший для понимания темы сегодняшней проповеди. Мусульмане никогда не отождествляли преходящую власть и вечную, данную Аллахом Родину – родимую землю, где веками жили их предки. И страна, населённая представителями сотен народов и множества религий, была для мусульман именно такой Землёй, таким Отечеством. Живя испокон веков на этих землях, мусульмане никогда не замыкались в рамках своей уммы – мусульманской общины и чувствовали себя неотделимой частью многонациональной и многоконфессиональной страны. Вот почему мусульмане во все века вставали грудью на защиту своего Отечества – России. В войнах, которые Россия вела вXVIвеке за открытие выхода к Балтийскому морю, мусульмане составляли более 15 % войск. Много мусульман принимало участие в войнах со шведами в началеXVIIвека, в войне России с Польшей в 1654–1667 годах, в крымской кампании 1689 года, в противостоянии с турками. Мусульмане в составе российских войск героически сражались и во время войн с наполеоновской Францией. Мусульманские части проявили храбрость в кампании 1904–1905 гг. Мусульмане-казаки несли службу на государственных границах.

О высокой степени доверия мусульманам-воинам свидетельствует следующий факт: вXIXвеке русских царей охранял собственный конвой его императорского величества – мусульманская гвардия, формируемая из горцев Кавказа и крымских татар. Недавно я ознакомился с любопытным документом, опубликованным в Военно-историческом журнале (2004, № 11), заглавие которого свидетельствует о многом: «Можно отметить ряд высоких подвигов воинской доблести, проявленных мусульманами». «Российские мусульмане героически сражались в годы Первой мировой войны». В этой обобщающей справке, подготовленной Министерством иностранных дел царской России, речь идёт об участии мусульман в Первой мировой войне, о крупных пожертвованиях мусульман на нужды войны, открытии военных госпиталей на средства мусульманских организаций. Главное же место в данном документе отведено доблестному участию многих тысяч мусульман в военных действиях. Документ содержит длинный список сведений о награждении генералов-мусульман за умелое и энергичное руководство военными операциями, проявлении геройства и мужества офицерами и солдатами из числа наших единоверцев.

Активное выступление мусульман в защиту своей Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. вытекало из учения нашей религии, мировоззрения, менталитета верующих, основанного на исламе.

Уважаемые мусульмане!

Зная отношение мусульман к своей Родине и её защите, своей религии, в самом начале Великой Отечественной войны представители органов власти обратились к религиозным чувствам мусульман. Стали действовать ранее закрытые мечети, открывались новые. Находившиеся в тюрьмах видные мусульманские деятели были освобождены и, по просьбе властей, ездили по городам и селам, призывая верующих встать на защиту Родины и помочь фронту. Также по просьбе властей, служители ислама начали восстановление разрушенной в предыдущие годы религиозной жизни. Усилилась роль Центрального духовного управления мусульман, в Средней Азии, Азербайджане и на Северном Кавказе началось создание новых религиозных центров мусульман. В мае 1942 года в Уфе под председательством муфтия Центрального духовного управления мусульман Абдурахмана Расулева состоялся съезд представителей мусульманского духовенства Башкирии, Татарстана, Москвы, Поволжья, Казахстана и Средней Азии, Урала, Сибири и других районов Советского Союза. Съезд принял обращение ко всем мусульманам страны, призывая их беспощадно бороться с гитлеровскими убийцами и насильниками, к самоотверженному труду в тылу, организации сбора денег и вещей в фонд обороны. Принятое съездом обращение зачитывалось повсюду в мечетях и на собраниях верующих Советского Союза. В 1943 году начали свою деятельность Духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте, Закавказья с центром в Баку и Духовное управление мусульман Северного Кавказа с центром в Буйнакске. На съездах представителей духовенства и верующих, образовавших упомянутые управления, принимались обращения, призывающие мусульман не жалеть сил для победы над злейшим врагом. Немалую роль в мобилизации мусульман на решение задач, поставленных начавшейся войной, сыграли проповеди и выступления служителей ислама. Они уделяли много внимания разъяснению отношения ислама к войне. Подчёркивая преданность мусульман Родине и освободительный характер войны советского народа, служители агитировали мусульман приближать Победу своим непосредственным участием в сражениях и доблестным трудом в тылу. Война против фашистской Германии была объявлена «священной» – джихадом. Председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Абдурахман Расулев подчёркивал: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, не отстаивал бы с оружием в руках нашу общую Родину. Так же как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого пророка Мухаммада: «Любовь к Родине – от веры». Следовательно, и защита Родины является одним из условий веры. Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших место ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Слова виднейшего мусульманского деятеля страны находят своё подтверждение в конкретных фактах, вследствие недостатка времени ограничусь лишь перечислением некоторых из них.

«Всё для фронта! Всё для Победы!» Все действия мусульман были направлены на реальное воплощение этого требования, ставшего повседневным лозунгом всего советского народа. Мужчины-мусульмане, считавшие защиту Родины своим священным долгом, с первых дней войны встали в ряды Красной Армии и героически участвовали в боях против гитлеровских захватчиков. Они сражались при обороне Москвы, Ленинграда и других городов, в боях под Сталинградом, в битвах за Кавказ и на Курской дуге. Имена мусульман мы встречаем среди защитников знаменитой Брестской крепости, партизан, действовавших в тылу врага, воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. Десятки тысяч мусульман-воинов награждены боевыми орденами и медалями. За храбрость и бесстрашие, проявленные в боях, сотни мусульман удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них - 65 дагестанцев, свыше 200 татар, представители других мусульманских народов.

Настоящие качества мусульманина, сформировавшиеся веками, ярко проявились и в тылу. Наши единоверцы приняли е активное участие во всех мероприятиях, проводимых для обеспечения победы над врагом. В тех районах страны, где существовала опасность появления вражеских войск, мусульмане строили защитные сооружения. Десятки тысяч чеченцев и ингушей копали противотанковые рвы и траншеи, когда враг подошёл к Малгобеку и Моздоку. Свыше 100 тысяч горцев самоотверженно трудились на строительстве оборонительных рубежей вдоль реки Терек и в районе г. Махачкалы. Сотни тысяч эвакуированных – стариков и старух, женщин и детей из захваченных фашистами районов Украины, Белоруссии, областей России - приняли республики Средней Азии и Казахстана. Местные мусульмане подарили своим приезжим братьям – христианам и иудеям - своё тепло и внимание, кров, поделились всем, что имели. Особую заботу они, в соответствии с мусульманскими традициями, проявляли о детях-сиротах. Там же самыми быстрыми темпами были заново пущены в ход сотни заводов и фабрик, демонтированных в Европейской части страны. В районах с мусульманским населением находились сотни военных госпиталей, и верующие проявляли большую заботу о раненых бойцах. Мусульмане собирали теплые вещи для фронта, направляли эшелоны с подарками для воинов, посылали им сердечные, тёплые письма. Как и остальной народ, мусульмане повсюду вставали на трудовую вахту. Несмотря на собственные материальные трудности, они передавали часть своих средств в фонд обороны. Следует отметить, что во многих случаях инициаторами и организаторами сбора средств выступали служители ислама. Так, по инициативе муфтия Центрального духовного управления мусульман Абдурахмана Расулева мусульмане собрали деньги на постройку танковой колонны. В телеграмме на имя Главнокомандующего И. В. Сталина он писал: «С великим удовлетворением посылаю Вам от имени мусульман салям. Воодушевленный успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку колонны танков. Молюсь Аллаху, искренне желаю Вам здоровья и скорейшего поражения врагов». В ответ муфтий получил телеграмму от Сталина со словами благодарности за заботу о бронетанковых силах, выражением благодарности от имени Красной Армии (газета «Известия», 3 марта 1943).

Говоря о поведении мусульман в тылу, я хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Эвакуированные русские, украинцы, белорусы, евреи прибыли в Среднюю Азию, где местное население – мусульмане - практически не соприкасалось с представителями этих народов, никогда не жило рядом с православными и иудеями. Тем не менее, эвакуированным оказали самый теплый прием. О чём же свидетельствует этот факт? О том, что указания Корана и Сунны о необходимости проявления постоянной заботы о сиротах, нуждающихся в моральной и материальной поддержке, милости и милосердии к ним, независимо от их религиозной принадлежности - не пустой звук для мусульман, а норма их жизни. О том, что мусульмане чётко осознают: Бог Един для всех, а имеющиеся различия в верованиях последователей разных религий не могут разделять людей, препятствовать их усилиям во имя достижения общих целей.

Уважаемые единоверцы!

Мы вправе гордиться тем, что мусульмане самым достойным образом проявили себя как на фронтах Великой Отечественной войны, так и в тылу. Война раскрыла прекрасные черты нравственного облика наших единоверцев. Мусульманские организации продемонстрировали свою многовековую патриотическую позицию, подняли верующих на защиту Отечества. Мусульмане ещё раз доказали, что, сохраняя верность своей вере, они являются преданными гражданами Родины, населённой представителями многих наций и религий. И в наши дни важно сохранять и укреплять единство наших народов и религий, ценить драгоценный опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны.

Дорогие мусульмане!

Благодарность – одно из основных качеств мусульманина. Среди нас с каждым днем остаётся всё меньше фронтовиков - тех, кто своим трудом приближал Победу. И мы, потомки, обязаны окружить ветеранов заботой, принять самое результативное участие в решении их жизненных проблем. Это будет нашим лучшим праздничным подарком.

В заключение своей проповеди я от имени Духовного управления мусульман Европейской части России, Совета муфтиев России и от себя лично горячо поздравляю всех мусульман нашей страны – участников войны с Днем Победы. Мои самые горячие поздравления участникам войны, находящимся в этом молитвенном зале. Я молю Аллаха о ниспослании всем участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла здоровья и долгих лет жизни, благополучия и счастья в обоих мирах.

 

«Ислам минбере», 2005 г. № 4