Уважаемые единоверцы!

Сегодня я не стану сразу обозначать тему своей проповеди, сделаю это позже. Начну же со следующего рассказа. Недавно я долго беседовал с прихожанином Московской Соборной мечети – молодым мусульманином из Узбекистана. Возможно, он и сегодня находится среди нас. Он сравнительно недавно живёт в Москве. Более тридцати лет он прожил в одном из областных центров Узбекистана. Там он родился, окончил школу, институт, несколько лет проработал учителем в средней школе. Ему очень нравилась эта работа, но он был вынужден оставить её. Дело в том, что зарплата школьного учителя явно недостаточной для содержания семьи, да и родители нуждались в его поддержке. И он в поисках более существенного заработка приехал в Москву. Учителем в столичной школе он работать не может, поэтому ему пришлось устроиться дворником в районе Марьино. Во имя благополучия семьи он готов работать круглые сутки, поэтому подрабатывает ещё и на местном рынке. Живет он вместе с земляками в частной комнате. Жизнь его как будто наладилась. За свои труды он получает довольно большие по узбекистанским представлениям деньги. Их вполне хватает и для него самого, и для помощи родным.

Почему я рассказываю вам об этом? Казалось бы, в биографии моего собеседника нет ничего нового для вас, выходцев из Средней Азии и Казахстана, Азербайджана, наших республик Северного Кавказа, из мусульманских стран дальнего зарубежья. Большинство из сидящих в этом молитвенном зале –люди, оставившие вдалеке свои семьи, родных и близких ради того, чтобы, работая в Москве, поддерживать их материально. И в рассказанной мной истории для вас нет ничего нового. Но дослушайте её до конца.

Как будто бы у моего собеседника наладилась жизнь в Москве. Но, беседуя с ним, я чувствовал какую-то недоговоренность с его стороны. Казалось, что его мучают, терзают какие-то сомнения. Мне всё-таки удалось его разговорить. Оказалось, что он доволен своими заработками, жилищные условия тоже считает приемлемыми. Его волновало совсем друго - вопросы не материального, а религиозного, духовного порядка. Имел ли он, например, право ради семейного благополучия оставлять жену и детей, престарелых родителей, родные места? Разве он как мусульманин не должен был смириться с бедностью, по существу - с нищетой, жить так, как живут многие его знакомые и родственники, но зато там, где он родился и вырос, где находятся члены его семьи? Разве не определено Аллахом то, что он и его семья должны жить, терпя лишения и трудности? Приличествует ли учителю с высшим образованием трудиться дворником? Как на эти вопросы отвечают Священный Коран и Сунна?

Уверен, что подобные сомнения и вопросы присущи не только моему собеседнику. И в этом тоже нет ничего нового. Они присущи любому человеку, вынужденному оставить родную землю и в поисках заработка жить и трудиться вдали от родных мест, в незнакомой среде, с представителями другой культуры и религии. Знание же позиции ислама облегчает мусульманину жизнь, даёет правильный жизненный ориентир. От этого зависит его психологический настрой. Вот почему одна из граней беседы с мусульманином из Узбекистана стала темой моей сегодняшней проповеди. Тему сегодняшней проповеди я решил обозначить словами Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует);«Аллах обогатит того, кто не будет нуждаться в других»; «Нищета – путь к неверию», которые я приводил для убедительности во время беседы.В этих словах коротко, но точно и ёмко присутствует ответ на некоторые вопросы нашего единоверца из Узбекистана.

Дорогие мусульмане!

Я начну проповедь с ответа на вопрос: имеет ли мусульманин право покидать родные места ради заработка или по другой причине? В поисках ответа я обратился к истории нашей религии, поступкам Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Приведу следующие эпизоды, которые вам, разумеется, хорошо известны. В 615 году группа членов первой в истории мусульманской общины в Мекке, возглавляемой Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) уехала в Африку, далёкую от Мекки Эфиопию. Причиной отъезда стало желание спастись от преследований враждебных язычников. В группе присутствовали преимущественно женщины и дети, а также физически слабые мужчины. После их отъезда преследования и оскорбления мусульман только усилилисья. В течение последующих семи лет верхушка мекканцев продолжала борьбу с мусульманами, стремилась покончить с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователями. Наступил 622 год. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял решение уже вместе со всеми представителями общины и членами их семей эмигрировать, переселиться из Мекки в Медину. Переселение, как вы понимаете, было делом очень трудным и болезненным. Людям было тяжело расставаться с родными, покидать земли, где покоится их прах предков. Но переселение было необходимым и вынужденным. Речь шла о сохранении жизни нескольких сотен человек, о том, быть или не быть сохранению и распространению ниспосланной Аллахом религии.

Вся многовековая история ислама подтверждает следующее: решение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о миграции было правильным и нужным. И сегодня сотни тысяч мусульман вынужденно мигрируют в Россию из родных мест для того, чтобы работать, обеспечивать своих жён и детей, родителей всем необходимым для нормальной жизни. И их шаг, безусловно, является правильным, одобряемым с точки зрения нашей религии.

Дорогие братья!

Кто-то из вас возразит мне: разве можно сравнивать угрозу, нависшую над первыми мусульманами, и сегодняшнюю безработицу? Безработному ничего не угрожает, кроме бедности или нищеты. А это предопределено заранее Аллахом или, как выражаются узбеки, на лбу написано («Пешонангга езилган»). Поэтому не лучше ли будет, если мусульмане будут безропотно переносить материальные лишения, оставаясь дома?

На первый взгляд, разговор идёт о самых простых житейских делах. Но это – лишь первое впечатление. Мы говорим о ваших родных и близких, о том, влачить ли им жалкое существование впроголодь или вы можете обеспечить им достойную земную жизнь. Поэтому вопрос о миграции и безработице, нищете и бедности оказывается связанным с важнейшими сторонами учения нашей религии. Вести разговор по существу можно лишь исходя из отношения ислама к земной жизни человека, его учения о смирении и праве мусульманина на изменение своего положение к лучшему. Давайте разберёмся в данной проблеме, останавливаясь только на принципиальных моментах.

Уважаемые мусульмане!

Каждый из нас безоговорочно признаёт то, что могущество Аллаха над миром вообще и над каждой человеческой жизнью в частности беспредельно: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Аллах над всякой вещью мощен!» (Священный Коран, сура 3, аят 186; далее 3:189); «Все Ему покоряются. Он – творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: «Будь!» – и оно бывает» (2:111). Сколько лет суждено прожить тому или иному человеку, записано заранее Аллахом (35:12). Господь и только Он «увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов» (17:32). Аллахом предначертано, что люди на земле не будут владеть в равной степени материальными благами (16:73).

Все вышесказанное мы не подвергаем сомнению. Но нельзя при этом забывать и о другом очень важном и существенном моменте в учении ислама. Человек создан наместником Аллаха на земле. Соответственно, Аллаху не угоден человек, бездумно подчиняющийся складывающимся обстоятельствам. Творец оставляет за каждым из нас право выбора в этом мире. Он возлагает на человека не только обязанность сохранять созданное свыше, но и заботиться об улучшении, совершенствовании всего, что имеется на земле. Это в полной мере относится и к каждому мусульманину, жизни его самого и близких ему людей.

Таким образом, признание Всесилия и Всемогущества Аллаха не означает, что человек не имеет возможности и права быть хозяином своих действий. Он должен поступать в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ним жизнь, ответственно относиться к своим земным обязанностям. В первую очередь, данное утверждение относится к обязанности заботиться о родителях, членах семьи и близких. Обратимся к Корану и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким…» (2:2111); «Родителям – делание добра, и близким…» (4:40). Согласно Священному Корану, права детей защищены уже со времени их зачатия. Родители обязаны позаботиться об их «пропитании и одежде» (2:233). Всевышний Аллах требует от родителей быть справедливыми по отношению к детям (4:126), думать о том времени, когда дети должны позаботиться о них самих, но могут оказаться слабыми для этого (2:268). То есть, детей следует с ранних лет готовить к труду, дать им знания и трудовые навыки, необходимые в наши дни. Они должны со временем научиться обеспечить не только себя, но и старших в семье. Об отношении к родителям и детям неоднократно говорил Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Приведу только три кратких его хадиса. Любовь к родителям по значимости для мусульманина он поставил на второе место после «молитвы, совершаемой в установленное время», то есть вслед за верой в Аллаха, постоянным обращением к Нему. Широко известен и другой хадис: «Самый лучший из вас – тот, кто является самым лучшим для своей семьи».Он говорил также, что женщин, родивших двоих и больше детей, дети «оградят от пламени ада».

Я думаю, что слова Всевышнего Аллаха и его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) лучше любых увещеваний доказывают следующее: правильно поступают те мусульмане, которые во имя обеспечения своих детей, жён и родителей покидают родные места и уезжают трудиться в далёкие страны.

Дорогие мусульмане!

Теперь давайте поговорим о том, как ислам относится к бедности и нищете. Может быть, правы те верующие, которые считают, что следует мириться с этими жизненными явлениями, так как всё - от Аллаха? Или те, кто рассуждает таким образом: пусть в нужде, зато рядом с членами семьи? Обратимся вновь к Священному Корану – Слову Аллаха и хадисам Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), где бедности и отношению к ней отведено немало места. Первые мусульмане, в основном, были бедными людьми. Состоятельными среди них были буквально единицы, да и те потратили свои средства на помощь единоверцам. Противниками же ислама являлись главным образом люди богатые. Бедность мусульман стала особенно заметной в Медине, на чужбине. Из хадисов можно узнать, что даже в семье Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не всегда можно было найти еду. Несмотря на всё вышеперечисленное, ислам не стал религией бедных. Утверждая, что богатство одних и бедность других - от Аллаха, ислам, тем не менее, не поощряет бедности. Рассмотрим это положение более подробно.

Ислам не отрицает, что в силу каких-то причин мусульманин может оказаться бедным. Поэтому не случайно одной из основных обязанностей мусульманина, определённой Аллахом, стала добровольная милостыня, закят – обязательный налог с имущества состоятельных верующих в пользу нуждающихся. Коран поощряет состоятельных мусульман, оказывающих помощь единоверцам: «Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колоске – сто зерен. Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой, им – их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны» (2:263–264). Однако средства, собранные за счет состоятельных мусульман, могут предназначаться «только для бедных, нищих… у кого сердца привлечены на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам…» (9:60). Те же верующие, которые способны хотя бы минимально содержать себя, таким образом, не могли и не могут рассчитывать на часть собранных средств.

Как мною уже отмечалось, богатство и бедность - от Аллаха. Но это не даёт повода богатому гордиться, а бедняку - терять человеческое достоинство:«Кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинством (4:6). Коран и хадисы поощряют бедняка, который не просит у людей, а по его виду нельзя сказать, что он нуждается, и поэтому ему никогда не подают.

Священный Коран и хадисы с осуждением относятся к людям, существующим за счет благотворительности, обращаются к другим за помощью.Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уподоблял чужие деньги сладкой траве: «Если человек возьмет их, подчиняясь желаниям своей души, они не пойдут ему во благо, и он уподобится тому, кто ест, но не насыщается». Он же сказал: «Некоторые будут обращаться к людям с просьбами беспрестанно, а когда настанет День воскресения, окажется, что на лицах их не останется ни кусочка мяса!». Меня буквально поразил другой хадис нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует, который содержится в сборнике его достоверных изречений, составленном знаменитым исламским мухаддисом имамом Исмаилом аль-Бухари. В этом хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (да будет доволен им Аллах), рассказывается о том, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) верующие очень часто обращались с просьбами. Потратив всё, что он имел, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что бы ни досталось мне из благ мира этого, я никогда не стану отказывать вам. Но помните, что Аллах приведет к воздержанию от всего дурного лишь того, кто сам стремится к этому, обогатит того, кто не будет нуждаться в других, и дает силу терпения тому, кто сам станет проявлять терпение, ведь никто не получал ничего лучшего и более щедрого, чем терпение».

Уважаемые братья!

По исламу, во имя того, чтобы защитить себя от бедности, человек вправе заниматься любым трудом. Подчеркиваю: трудом. Наша религия считает любой вид честного труда угодным Богу. Мой собеседник, о встрече с которым я рассказал в начале проповеди, был глубоко неправ, считая труд дворника не приличествующим учителю с высшим образованием. Если он не может содержать семью, работая учителем, то он вправе трудиться кем угодно. Главное, чтобы он работал и ни у кого ничего не просил. Давайте будем помнить слова Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, для любого из вас взять веревку, принести вязанку дров на собственной спине и продать ее, благодаря чему Аллах сохранит достоинство человека, будет много лучше, чем обращаться со своими просьбами к людям, независимо от того, дадут они что-нибудь просителю или откажут ему».Вот почему никто не должен стыдиться или гордиться тем, что он работает грузчиком или продавцом, профессором или артистом, остаётся простым тружеником или известным в обществе деятелем.

А теперь давайте задумаемся о том, почему ислам отрицательно относится к нищете и бедности? Как сказано в священном Коране: «Шайтан обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Свое прощение и милость» (2:271). По определению Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует),«Нищета – путь к неверию»,потому что бедный, нищий человек, всецело озабоченный только тем, чтобы поесть и накормить своих детей, не может думать об Аллахе, аккуратно исполнять свои религиозные обязанности. Он не может быть добрым мусульманином, обязанностью которого является забота о других, а не просьбы о подаянии. Такой человек легко поддается отклонениям от норм ислама, он способен оказаться под влиянием людей, толкающих его на путь нарушения законов жизни общества. В те дни, когда работал над этой проповедью, в Интернете я прочитал сообщение из Кабардино-Балкарии. Корреспондент написал о встрече с отцом двух дочерей, оказавшихся среди вооруженных боевиков и застреленных в ходе военной операции. Размышляя о том, почему его дочери оказались среди боевиков, отец с большой горечью сказалт: «Это всё бедность. Когда человек бедный, его в чем угодно можно убедить, наобещать всякого. А у нас здесь все бедные. Если бы все было хорошо, разве наша дочь связалась бы с этими людьми? Они же войны хотят, они же против властей!».

Уважаемые мусульмане!

Подведу краткий итог вышесказанному. Главное для мусульманина – не примиряться с бедностью, делать всё для того, чтобы справиться с ней. Если надо – уезжать из родных мест. Не чураться любого труда. Приобрести профессию, которая всегда обеспечит кусок хлеба. Не забывать ни при каких обстоятельствах слова Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделай своих наследников богатыми. Это лучше, чем оставить их попрошайничать с протянутой рукой». Это значит, что вы, работая на чужбине во имя будущего своих детей, поступаете правильно. Работайте с чувством, что совершаете богоугодное деяние во имя благополучия своих детей, жен и родителей. Молю Аллаха ниспослать вам терпение и мудрость, здоровье и счастье.

«Ислам минбере», 2005 г. № 5