БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие братья и сёстры! Уважаемые соотечественники – россияне!

От имени Совета муфтиев России, Духовных управлений мусульман нашей страны и от себя лично поздравляю вас, моих братьев и сестёр по вере, соотечественников с великим исламским праздником! Молю Аллаха даровать всем нам мир и радость, счастье и здоровье, успех и благополучие, милость и благоденствие!

Сегодня завершается хадж - паломничество, которое длится несколько дней. Хадж состоит из совершения обрядов, каждый из которых напоминает нам об определённом шаге на пути человечества к признанию Единого Аллаха. Хадж совершают мусульмане, приехавшие из различных стран, говорящие на многих десятках языков. Принадлежат они к различным сословиям, могут резко отличаться друг от друга финансовыми возможностями, положением в обществе. Но хадж уравнивает их – паломники надевают одинаковый для всех белый ихрам. Эта специальная одежда прикрывает все различия, делает всех людей равными перед Аллахом.

Оглянитесь вокруг - и вы увидите, что рядом с вами молятся представители всех мусульманских этносов не только нашей страны, но и бывшего Советского Союза, многих стран дальнего зарубежья. У нас разный цвет кожи, разные языки, у нас разные адаты и разный менталитет. Но касаются ли перечисленные различия сути нашей веры, общности и сути исполняемых нами обрядов? Мешают ли они нам называть себя общим для нас словом «мусульманин» и быть членами единой мусульманской уммы?

Все без исключения мусульмане мира имеют единые для всех основы веры, истинность и вечность которых не могут быть подвергнуты сомнению, так как они установлены Самим Всевышним Аллахом и содержатся в Священном Коране. Приведу их краткое изложение: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (4:135 и 2:172). Наше единство покоится и на общности учения ислама о том, как верующие должны проявлять себя в жизни, доказывать на деле свою истинную веру («аркан ад-дин» – культ; «ибада» – поклонение Аллаху, столпы ислама).

Уважаемые мусульмане!

Давайте вдумаемся в смысл сказанных выше слов о вероучении и культе ислама. Исходя из Священного Корана и хадисов, мы с вами воочию убеждаемся, что существует полное единство между всеми мусульманами в вопросах веры.. А в сфере культа, то есть - обрядов или практических действий, мы можем увидеть общее для всех мусульман на уровне 90%. Способны ли эти 10% различий разделить мусульман? Разумеется, нет. По поводу этих непринципиальных различий я хочу напомнить мусульманам отдельные положения учения ислама. Разделение ислама на направления и множество школ и сект угодно Аллаху, оно было предусмотрено Его Посланником Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Он учил нас следующему: вопрос о том, какая из этих сект является правоверной, а какая - нет, не должен обсуждаться в земной жизни, так как подобное определение является прерогативой Самого Аллаха. А как же быть с тем, что каждый из мусульманских народов имеет свои неповторимые черты, вносит в основанный на исламе образ жизни особенности своей культуры, жизненных норм и традиций? Как быть с теми отличиями, которые существуют между нами? Обратившись к учению ислама, мы увидим, что существование подобных различий входит в замысел Божий, является сильной стороной нашей религии. Дело в том, что ислам не только не отвергает опыта жизни любого народа, но и требует использования культурного опыта, обычаев и традиций каждого народа, ставшего мусульманским. Об этом много раз говорится в Священном Коране. Приведу для примера лишь один из аятов: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах – знающий, мудрый!» (4:31). Следовательно, имеющиеся между нами различия предусмотрены Всевышним Аллахом и, соответственно, поощряются исламом. Для нас важны не эти различия, а основы веры и столпы ислама, которые объединяют нас и делают мусульманами. Понимая вышесказанное, мы всегда говорим, что являемся мусульманами, никогда не подчёркиваем, к какому направлению ислама и к какой школе относимся. Имеющиеся между нами различия ни в коем случае не должны разделять нас, быть предметом споров, тем более – противостояния между нами.

Уважаемые мусульмане!

Наша земная жизнь коротка. После нас остаются только те добрые дела, которые мы совершаем во имя своих родных и близких, общества, Аллаха. И в вечной жизни Аллах будет воздавать нам за добрые земные дела. Эта идея составляет стержень ислама, его сердцевину. Читая Коран, хадисы нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), мы постоянно убеждаемся в том, что вера в них находится рядом с добрыми делами. И каждому из нас необходимо совершать побольше добрых дел в этой жизни, потому что именно ими и нашей верой мы будем отчитываться перед Аллахом в Последний День. В сборнике хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Сахих-аль-Бухари приводится достоверный хадис: «После смерти человека в последний путь провожают: его близкие, его богатство-состояние и его дела. Близкие и состояние умершего остаются на земле. И только со своими делами усопший возвращается к Своему Создателю. За свои добрые поступки он получит милость и награду от Всевышнего Аллаха, а за грешные дела – Его наказание». Об этом же в Коране сказано: «И те, которые уверовали и творили благое, – им прощение и достойный удел» (22:49

В Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приводится такой хадис: «У пророка спросили: Йа Расулаллах! Что такое жертвоприношение? Он ответил: «Жертвоприношение – это суннат вашего праотца Ибрахима (мир ему)!» Тогда Пророка еще раз спросили: «А если мы совершим жертвоприношение, что мы получим?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «За каждую волосинку на шкуре получите награду за благодеяние». Сподвижники, обрадовавшись, переспросили: «Неужели за каждый волос на шкуре жертвенного животного нам записывается благодеяние?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За каждый волос на шкуре записывается доброе дело, а за доброе дело полагается награда!».

Уважаемые мусульмане! Дорогие соотечественники!

Ислам – религия, которая требует от своих последователей уважать представителей власти, подчиняться их требованиям, не совершать дел, противоречащих действующим в обществе законам. Только в одном случае мусульмане могут ослушаться властей – если те приказывают им совершить грех. Но, как мы знаем, в современной России складываются весьма хорошие отношения между государством и мусульманскими организациями. Мы получили возможность жить свободной религиозной жизнью, организовывать требуемое количество общин и строить необходимое количество мечетей, издавать религиозную литературу, готовить служителей ислама, поддерживать широкие международные связи, пользуясь постоянной поддержкой государственных органов. И сегодня в Мекке отмечают праздник жертвоприношения несколько тысяч мусульман из России, которые отправились в хадж при поддержке и активном участии органов власти Российской Федерации. Постепенно решается вопрос о членстве нашей страны в Организации Исламская Конференция. О чутком отношении властей к исламу свидетельствует также начавшаяся большая подготовка к 100-летнему юбилею Московской Соборной мечети. Таким образом, сегодня имеем всё, что нам нужно для свободной религиозной жизни. Вот почему мы должны оценивать по достоинству доброе отношение к нам государства, желать его укрепления, молить Аллаха о том, чтобы Он постоянно ниспосылал руководителям этой страны успехов в их многотрудной деятельности.

«Ислам минбере», 2004 г. № 2