После недавних чудовищных терактов в Испании, а также на фоне бесконечных угроз о готовящихся взрывах во Франции и других европейских странах мир снова заговорил об «исламской угрозе». «XXI век станет эпохой противостояния двух цивилизаций: христианства и ислама», – предсказывают западные политологи. Свою точку зрения «об угрозе ислама» и причинах появления экстремизма в России в интервью «Новым Известиям» высказал глава Совета муфтиев России Равиль ГАЙНУТДИН.
– Равиль-Хазрат, несколько лет назад россияне узнали о «шахидах», подрывающих в людных местах себя и абсолютно невинных граждан. Считается, что на массовое преступление их толкает религиозный фанатизм.
– Вернее сказать, что этот фактор используется ими в своих целях. Те, кто совершает террористические акты – будь это недавние взрывы в Испании, «Норд-Ост», теракт в московском метро или истребление шиитов в Ираке – это люди, совершенно далекие от религии, вставшие на путь заблуждения. Они не являются богословами, не учились в духовных учебных заведениях, не знают своего вероучения. Ведь те учителя, которые толкают их на путь преступления, сами почему-то не идут на «самопожертвование»…
– Действительно, ни один из лидеров сепаратистов еще ни разу не взорвал себя.
– Поэтому нужно объяснять людям, что Всевышнему не нужны такие жертвы. Аллах говорит, если кто-то убивает хотя бы одного невинного человека, то это воспринимается так, будто он убил все человечество. Самоубийцы не знают этих истин. Они зомбированы, психологически подавлены и верят в то, что, совершив зло, непременно попадут в рай. Поэтому они и идут на преступление.
– Молодые девушки, взрывающие себя в толпе, считают, что этими действиями совершают добро, резервируя при этом место в Раю для себя и своих близких.
– Да, в исламе есть такое понятие. Шахид – человек, погибающий за священную веру. Но им не может считаться тот, кто идет на самоубийство, убивая при этом других людей. Средства массовой информации тиражируют действия самоубийц, придавая им некий романтический ореол. А если называть вещи своими именами, объяснять, что человек, идущий в толпу со взрывчаткой на поясе – обыкновенный террорист и душегуб, то он, возможно, задумается, прежде чем нажать на кнопку. Самоубийство и уничтожение мирных граждан - это зло, запрещённое в исламе. Всевышний требует от нас сохранять жизни людей, а не убивать их. Человек, знающий эти истины, никогда не пойдёт на совершение теракта. Нужно быть крайне осторожным в употреблении терминов, не зная их глубокого смысла. На самом деле шахид – это человек, который убит на поле сражения во время защиты своей священной религии.
– Если нет религиозных войн, значит, нет и шахидов?
– Совершенно верно. Главное, нужно иметь в виду следующее. Есть ли сегодня угроза уничтожения мусульманской веры? Этой угрозы нет. Наше государство даёт возможность каждому человеку на конституционной основе свободно развиваться, исповедовать и распространять свою религию. Стройте мечети, создавайте учебные заведения, готовьте кадры священнослужителей, издавайте религиозную литературу. И не существует никакой угрозы для ислама. Значит, те, кто совершает массовое народоубийство – это обыкновенные преступники.
– Что, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы оградить молодежь от религиозных крайностей? Ведь одними проповедями делу не поможешь.
– Согласен. И потом, проповеди доступны не всем. Почему появились восточные миссионеры на территории Северного Кавказа? Это произошло буквально за последние 10 лет. Всем известно, что здесь не было священнослужителей в достаточном количестве, не хватало мечетей, религиозной литературы. Дети, которые, повзрослев и взяв в руки оружие, бегают сейчас по вершинам Кавказа - это воспитанники тех школ, где ничего не говорили о религии. Наша молодежь не знает своей веры. Она не знает о высоких нравственных ценностях священной религии. Когда приехали миссионеры и начали призывать молодых людей на войну, они послушались, так как не было образованных имамов, способных объяснить ситуацию и остановить их.
– Получается, что причина конфликта – в невежестве?
– Да, получается именно так. А для того чтобы у нас были свои проповедники, нужно создавать учебные заведения и поддерживать существующие, предоставлять священнослужителям широкую аудиторию, чтобы они имели возможность выступать по радио, телевидению, говорить о религии, о её духовных ценностях. В школах нужно ввести основы нравственности, основы мировых культур. Если этого не произойдёт, найдутся люди, которые начнут распространять чужую идеологию и, поверьте, найдут себе приверженцев. Их община будет постепенно увеличиваться и представлять угрозу не только для мусульман, но и для всей нашей страны. Для того, чтобы остановить влияние подобных миссионеров, нужно создавать свои школы, учебные заведения, готовить кадры, чтобы мы, российские имамы, могли вести проповеди и противостоять экстремистам.
– Представим гипотетически, что те люди, которые называют себя ваххабитами, победили. Светская власть ушла, духовенство ушло, а они остались. Какую модель управления мы получили бы в таком случае?
– Это был бы режим хуже, чем сталинский, в первую очередь - нетерпимый к чужому мнению, к другой культуре и другим религиям. Такая модель непременно привела бы не только к противостоянию людей, но и гражданской войне. Но я могу с уверенностью сказать, что те люди, которые призывают к следованию ортодоксальным правилам, уместным на определённом историческом этапе, в современном мире не будут восприняты. Мы наблюдаем сегодня развитие ислама не только в Саудовской Аравии, Египте, Турции, Индонезии, Малайзии и других странах Востока, но и на территории европейских стран. Там тоже идет обновление исламской мысли и вероучения. Это не касается незыблемых принципов религии, основных культовых обрядов, а социальной, межконфессиональной стороны и гуманистических воззрений. Сегодня необходимо новое их осмысление. Следует также напомнить, что ислам всегда являлся религией середины. И не нужно призывать людей к крайностям. Если мы встанем на этот путь, то не только нанесем вред исламу, но и потеряем самих мусульман. К счастью, правоверные – люди прагматичные, они желают адаптироваться в современном обществе, сосуществовать в различной среде - и в европейской, и в американской, оставаясь мусульманами и находя свое место в другом обществе, в иной культуре. Те, кто живет сегодня в Европе, Америке, Азии, Африке и России - это люди, которые нашли середину.
– В одной из сур Корана говорится: «Учиться, учиться и учиться»! Почему же этого не происходит в жизни? Почему не развивается исламская наука, а мусульманские проповедники ревностно отстаивают внешнюю атрибутику веры – черные платки, паранджу и многое другое?
– Во время саммита в Малайзии экс-премьер-министр этой страны Мухаммед Махатхир с болью в сердце говорил о том, что многие мусульманские страны являются тормозом просвещения. Исламская культура в средние века была авангардом развития не только на Востоке, но и в Европе, преподнося европейцам пример глубокой образованности. По канонам восточной науки в Европе обучали медиков, труды арабских ученых преподавали в лучших её университетах. Это был настоящий прогресс. Почему потом мы остановили свою науку – об этом говорил Махатхир, признавая существующее положение. В священном Коране сказано: «только те, которые обладают знанием, преуспевают». Первый аят (глава), который был ниспослан нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), гласит – «читай…» Мы должны быть обладателями знаний, идти в ногу со временем. Изначально ислам был религией просвещения и прогресса. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) требовал от каждого мусульманина, чтобы тот получал знания. Учёным человеком трудно манипулировать. А те, кто хочет сохранить человеческий ум в рамках средневековья, не идут на диалог, на диспуты с образованными мусульманами. Они находят тех, кто еще не организовался, как личность, кто не знает своего учения, и навязывают им идеи крайностей и экстремизма, вводя молодежь в заблуждение. А когда те уже встали на путь заблуждения, ими легко управлять.
Интервью провел САИД БИЦОЕВ