КОРР.: Как вы и ваши коллеги по Совету муфтиев России относятся к программе «Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятой Правительством Российской Федерации?
МУФТИЙ:А каким, кроме положительного, может быть наше отношение к ней? С того времени, как В.В. Путин, ещё будучи председателем Правительства, дал поручение подготовить общероссийскую программу воспитания толерантности у граждан нашей страны, мы внимательно следили за её подготовкой, приняли посильное участие в её разработке. А теперь, после принятия программы, мы думаем над тем, чтобы оказывать всестороннюю помощь и поддержку органам власти в реализации программы, столь важной и нужной всему обществу.
КОРР.: Что лично вы вкладываете в понятие «толерантность»? На какие вопросы при её формировании, на ваш взгляд, следует обращать внимание мусульманских организаций и общества?
МУФТИЙ:Толерантность – это терпимое отношение к чужой вере, национальности и культуре, языку и внешности, обычаям и традициям. И, естественно, мы должны формировать у мусульман терпимое, уважительное отношение к последователям других религий, умение жить в мире и согласии с ними. Важность этого для многонациональной и поликонфессиональной России, думаю, не надо объяснять. Воспитание толерантности, на наш взгляд, должно включать и воспитание у последователей других религий толерантного отношения к самому исламу и мусульманам. К сожалению, в России существует такая проблема, а также сложность воспитания у самих мусульман толерантности к своим единоверцам, которые мыслят не так, как они, ведут иной образ жизни, совершают религиозные обряды несколько иначе, чем они...
КОРР.: Пожалуйста, расскажите подробнее о проблемах самих мусульман.
МУФТИЙ:Втом, что я сказал, нет ничего удивительного или нового. За почти семь десятилетий отчуждения от религии выросли поколения мусульман, мало знающие об основах ислама, важнейших аспектах его учения - в частности, о терпимости к иному поведению, инакомыслию в собственных рядах. В наши дни миллионы людей как бы заново открывают свою религию, припадают к её истокам, они хотели бы жить, руководствуясь её требованиями. И на этом пути их часто подстерегают ошибки.
Не имея серьезной религиозной подготовки, некоторые видят люди возрождение религии не в восстановлении высокой мусульманской духовности, а в возврате к жизни мусульман в прошлом, причем весьма отдаленном. При этом они забывают элементарную для ислама, шариата истину: неизменны основы, т.е. вероучение и культ религии, а в остальном верующие должны жить, исходя из требований времени. Среди мусульман имеются и такие, которые готовы навязывать единоверцам собственные, явно устаревшие представления об образе жизни мусульман, о том, как им следует относиться к последователям других религий. Тем самым они выступают против обновления религии, прогресса мусульманских народов, препятствуют их успешной адаптации к российским, общемировым реалиям и тенденциям. Именно они способствуют тому, что в обществе складывается неверное представление об исламе как агрессивной религии, враждебной современной жизни. Из таких людей формируются те, кого принято называть экстремистами.
Мы знаем и о том, что нередко мусульмане, выросшие в конкретном регионе или получившие образование за рубежом, считают порядок исполнения того или иного религиозного обряда, соблюдения той или иной нормы ислама, хорошо знакомого им, обязательными для всех без исключения верующих. В данном случае не учитывается то обстоятельство, что сам ислам спокойно оценивает разнообразие в жизни мусульман, даёт каждому народу возможность соблюдать предписания религии с учётом особенностей своей национальной жизни. Сам Всевышний Аллах, как сказано в Священном Коране, ведёт мусульман по обычаям, которые были ещё до принятия ими ислама (сура 4, аят 31).
КОРР.: Какимибудутосновные направления работы мусульманских организаций по воспитанию толерантности?
МУФТИЙ:Главная наша опора – учение ислама о терпимости. Сам Всевышний Аллах требует от нас: «О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы...» (Священный Коран, сура 3, аят 200). Появление на свете множества народов и разных религий – следствие воли Всевышнего Аллаха. Он мог бы сделать все народы последователями одной религии. Но Он создал людей принадлежащими к разным религиям. Поэтому, как учит Аллах, люди должны жить, познавая друг друга, не споря о том, чья религия лучше. Верующие разных религий могут соревноваться только в одном: в совершении добрых дел (сура 5, аят 53).
КОРР.: Но религиозные различия всё-таки имеются, причём весьма существенные.
МУФТИЙ:Это действительно так... Но и в этом учение ислама может оказать неоценимую помощь. Почти 99% граждан нашей страны являются последователями иудаизма, христианства и ислама - так называемых авраамических религий. Все они возводят свои истоки одному и тому же пророку Аврааму (в исламе - Ибрахиму), поклоняются Единому для всех Богу. Немало общего имеется и в нравственном учении, жизненных ценностях трёх религий. И если государство, политические силы и, естественно, иерархи трёх конфессий захотят использовать всё это во благо общества, религии могут сыграть заметную роль в формировании толерантности граждан, установлении согласия и мира в обществе. Надо сказать, что этом направлении многое делается Межрелигиозным советом России, созданным общими усилиями руководителей четырех традиционных конфессий. Важно, чтобы объединялись усилия не только крупных религиозных центров, но и религиозных общин на местах.
Говоря о том, что опора на учение ислама действительно может стать важным фактором воспитания мусульман в духе терпимости, хочу привести очень поучительный пример. Работая над учебником по богословию, я прочитал в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха, очень актуальные по своему смыслу. Известно, что ислам – религия строго единобожная, монотеистическая. Её становление происходило в ожесточённой борьбе с язычеством (многобожием). Естественно, Коран категорически осуждает язычество. Но осуждает он, подчеркиваю, язычество, а не язычников. Язычники, по Корану, «взяли помимо Аллаха» других богов, несправедливы в своей вере и своем поведении. Но именно о них Всевышний Аллах говорит как о «своём народе», соотечественниках мусульман (сура 18, аят 14). Это - великий образец, в соответствии с которым мы должны воспринимать разномыслие в собственных рядах, последователей других религий. И нам, россиянам, исповедующим разные религии, не следует забывать, что у нас одна общая Родина, что мы являемся соотечественниками, гражданами одной страны, имеем общие интересы.
КОРР.: Каким образом Совет муфтиев России намерен сделать учение ислама достоянием всех мусульман, всего общества?
МУФТИЙ: Различными путями. Нами будут разработаны и внедрены новые программы для духовных учебных заведений, в которых вопросы формирования толерантности займут основное место. Такая же работа будет проведена с религиозными школами (медресе), действующими при мечетях. Готовятся к изданию массовыми тиражами богословские работы, разъясняющие учение ислама о толерантности. Предусматривается оказание помощи служителям ислама: курсы повышения знаний, подготовка текстов проповедей. Проводится работа над созданием специального учебно-просветительского центра, в котором будут сосредоточены силы и средства для решения перечисленных выше вопросов. Будет проведён ряд богословских научно-практических конференций. Подчеркну, что работа по формированию толерантности для нас – не кратковременная кампания, а постоянное направление нашей деятельности.
КОРР.: Благодарю Вас.
«Ислам минбере» 2001 г., №8